Родители - самые
дорогие и близкие люди!
Традиционно
главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней
закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Интересно? читайте дальше....
Семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что
никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки,
дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не
заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не
может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его
воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и
индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся
искаженными.
Представления
ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями.
Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей
маленького ребенка, и его эмоциональная привязанность к ним порождает
своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и
имеющегося у родителя образа ребенка, и именно в семье закладывается основа для
благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.
Принимающее,
то есть внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку
способствует самопринятию ребенка.
Отвергающее,
то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к
непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.
Хорошо
ли родители знают своего ребенка? Многие скажут «Да». Если они знают, что он
любит мороженое и не любит манную кашу, еще не означает, что родители знают,
чем он действительно живет, не значит, что они понимают его внутренний мир. У
многих, даже внешне вполне благополучных детей, существует стойкое ощущение,
что взрослый мир его не понимает, является враждебным, что родители не любят
его, что семья ему чужая. В результате ребенок замыкается, отдаляется от семьи,
уходит от реальности в вымышленный мир своих фантазий. Родители теряют с ним
контакт, и восстановить его далеко не всегда удается.
Ключевым
моментом психологического благополучия и будущего ребенка являются отношения в
семье. Если ребенок получает в семье достаточную порцию любви и понимания, то у
него уже есть «запас прочности» для того, чтобы выжить в нашем непростом мире и
сохранить свое психологическое здоровье. Поэтому родителям важно видеть, что
творится в душе ребенка, достаточно ли внимания он получает от взрослых, что
необходимо изменить и добавить в свое общение с ним. Каждый ребенок сегодня,
как и во все времена, ожидает от своих матери, отца, бабушки, дедушки, сестры,
брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а
просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья… Для ребенка это
источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь
происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад,
семья, общественность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий