Консультации для родителей

К 5 годам ребенок должен уметь:

 Внимание

Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.

Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Копировать в точности узор или движение.

Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Математика

Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,

Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Как пользоваться арифметическими знаками действий.

Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Состав чисел первого десятка ( 5 - это 3 и 2; 5 - это 4 и 1)

Прямой и обратный порядок числового ряда.

Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память

Запоминать 8-10 картинок.

Запоминать считалочки и скороговорки.

Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).

Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.

Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».

Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.

Определять последовательность событий (что сначала, что потом)

Мышление

Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

Складывать пазлы без посторонней помощи.

Мелкая моторика

Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.

Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.

Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку (над, под, слева, справа)

Развитие речи

Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.

Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и т.д.

Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.

Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

Составлять предложения из 3-4 слов.

Составлять схему предложения.

Делить простые предложения на слова.

Делить слова на слоги (части).

Различать гласные и согласные буквы.

Определять, на какой слог падает ударение.

Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.

Определять количество звуков и букв в слове.

Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир

Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.

Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.

Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

Отличать хищных животных от травоядных.

Отличать перелетных птиц от зимующих.

Отличать садовые цветы от полевых.

Отличать деревья от кустарников.

Называть все явления природы.

КАК ХРАНИТЬ РИСУНКИ ДЕТЕЙ

 Каждая мама рано или поздно задается вопросом: что делать с рисунками ребенка? Как организовать их хранение?

Дети рисуют в детском саду, в школе, а многие еще и ходят в изо студию, художественную школу и за пару лет накапливается огромное количество работ!

Вот несколько советов, как грамотно организовать хранение детских работ:

🔶В начале отсортируйте все рисунки по размерам, возможно даже вы готовы выкинуть некоторые работы, только делайте это вместе с ребёнком, он должен сам решить какие работы ему уже не нужны;

🔶Все работы должны храниться лицевой стороной вверх, с оборотной стороны можно подписать название, год работы, возраст вашего художника;

🔶Работы, написанные акварелью, гуашью, вся графика, боятся солнечного света, поэтому их следует хранить в папках, коробках или ящиках;
🔶Все остальные работы и поделки можно оформить в рамку и повесить на стену или поставить на полку, стол и т.д.
🔶Очень удобно хранить рисунки в папках с файлами;
🔶Цифровое хранилище: отсканируйте или сфотографируйте работы вашего ребёнка и:
- храните в папке на компьютере
- храните в облачном хранилище
- выложите в соцсети (например, можно сделать отдельный аккаунт с работами вашего ребёнка)

Также, дома можно организовать выставку из работ вашего маленького художника!



Что такое нейроскакалка?

Нейроскакалка — это отличный тренажер для детей

В отличие от простой скакалки, ее не нужно держать руками, она надевается на одну ногу. Сначала пластиковый обруч застегивается вокруг щиколотки, затем, чтобы скакалка вращалась, ее нужно оттолкнуть рукой или свободной ногой, а потом начать прыгать, перескакивая второй ногой через крутящуюся палку с роликом. Одна нога должна вращать скакалку, а вторая – перепрыгивать через нее. Это нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции способность к быстрому переключению внимания и создаёт новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а друга вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.  А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать 1-2,3-4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели, будем развивать также левое полушариеНейроскакалка - отличный кардиотренажёр, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность. Кроме того, такая скакалка доставит удовольствие не только детям, но и взрослым.

Подготовка к школе
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:
1.Как тебя зовут?
2.Сколько тебе лет?
3.Как зовут твоих родителей?
4.Где они работают и кем?
5.Как называется город, в котором ты живёшь?
6.Какая река протекает в нашем городе?
7.Назови свой домашний адрес.
8.Есть ли у тебя сестра, брат?
9.Сколько ей (ему) лет?
10.Насколько она (он) младше (старше) тебя?
11.Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
12.В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое           опадают?
13.Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14.Сколько времён года ты знаешь?
15.Сколько месяцев в году и как они называются?
16.Где правая (левая) рука?
17.Прочти стихотворение.
18.Знания математики:
  - счёт до 10 (20) и обратно;
  - сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
  - решение задач на сложение и вычитание
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
1.Хочешь ли ты пойти в школу?
2.Зачем нужно ходить в школу?
3.Чем ты будешь заниматься в школе?
4.Что такое уроки? Чем на них занимаются?
5.Как нужно вести себя на уроках в школе?
6.Что такое домашнее задание?
7.Зачем нужно выполнять домашнее задание?
8.Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?
Есть ли у ребенка желание учиться?
Как это узнать?
Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». А потом спросите своего малыша, как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.
Может ли он контролировать себя.
Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «ты любишь шоколад?», «какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

Развита ли у него речь?
Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений). Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много – 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Различает ли он звуки?
 Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза. Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке.

Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши.
Умеет ли он мыслить логически?

Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы.
Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми.
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Совет 1. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
 Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться Ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
 Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
 Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей Вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).
 Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если Вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома. Проследите, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Это место должно быть хорошо освещено (желательно естественным светом), должно быть удобным и не содержать ничего лишнего.
 Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
 Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех Ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка. 

Звуковой  анализ  -  это один из самых трудных и сложных видов речевой деятельности.
Специфика звукового анализа:
-  определение порядка звуков в слове.
-  выделение отдельных звуков.
-  характеристика звуков (гласный  -  согласный, согласный твёрдый -  мягкий).
      В старшей группе мы с ребятами знакомимся с характеристикой звуков и учимся выполнять звуковой анализ слога и слова, используя цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослому необходимо самому ориентироваться в том, что такое звуки, какие звуки гласные, какие согласные.
        Гласные звуки - это звуки, при  произнесении  которых воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду: язык, губы, зубы. Гласные звуки «поются» и «тянутся»: А, О, У, И, Ы, Э.  Обозначаются красным цветом.
     Согласные звуки  - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду: либо губы, либо язык, либо  зубы. Они, как правило, «не тянутся»,  и  «не поются».
         Согласные звуки могут быть твердыми: П, Т, К,М, Н, Б, Г, Х (их мы обозначаем синим цветом)  и  мягкими: Пь, Ть, Кь, Мь, Нь, Бь, Гь, Хь (они обозначаются зеленым цветом).
                     

                            Звуковой  анализ  слога ТА:
                                                      Т А

1. Первый звук Т. Он согласный твердый, обозначаем его синим цветом.
2. Второй звук А. Он гласный, обозначается красным цветом.
3. В слоге ТА 2 звука. 
4. Читаем ТА.

                             Звуковой  анализ  слога  БИ
                                                         Б И   
  

1.    Первый звук Бь. Он согласный мягкий, обозначаем зеленым цветом.
2.    Второй звук И. Он гласный.
3.    В слоге БИ  2 звука.
4.    Читаем БИ.
                                
                                  Звуковой  анализ  слова  КОТ
                                                         К  О  Т
    
  1.    Первый звук К. Он согласный твердый, обозначаем синим.       
2.    Второй звук О. Он гласный, обозначаем красным цветом.
3.    Третий звук Т. Он согласный твердый, обозначаем синим.
4.    В слове  КОТ  три звука. Два согласных и один гласный.
5.    Читаем  КОТ.


«О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…
А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю, учит нас дарить любовь и заботу людям, природе.
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, что отражалось в пословицах: «Доброе слово лучше богатства», «Доброе слово лечит, злое – калечит».
Быть добрым легко и в то же время, совсем не просто. Не всегда, к сожалению, мы относимся друг к другу с пониманием, допускаем грубость по отношению к другим людям, не всегда предлагаем помощь другим, попавшим в беду, слабым, больным.
Вот несколько советов, которые помогут родителям воспитать в своих детях вежливость, доброту, внимательность к окружающим.
Разучивайте с детьми стихи о доброте;
Вместе с детьми придумывайте сказки, рассказы о доброте, добрых делах;
Не забывайте, что вы сами являетесь для ребенка примером поведения;
Берите положительные примеры из художественной литературы при воспитании детей:
«Я здороваюсь везде, дома и на улице.
Даже здравствуй, говорю, я соседской курице».
Я здороваюсь везде
Дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю
На соседней улице.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Мне здороваться не лень.
Чаще бывайте с детьми на природе: в лесу, на лугу, на озере…
Хорошо, если в доме есть животное. Посадите какое-нибудь растение – чтобы ваш малыш учился заботиться о цветке или домашнем питомце. Используйте при этом художественное слово:
«Птичка, птичка, вот тебе водичка.
Вот тебе и крошки на моей ладошке».
Учите детей правильному общению с братьями нашими меньшими.
«Мы не заметили жука, и рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока, жужжит в окне, расправив крылья
И я зову на помощь маму: «Там жук живой! Раскроем раму!».
Необходимо, чтобы ребенок понял, что измятая травка, растоптанный жук, сорванный цветок – живые, от жестокого и грубого отношения им тоже может быть больно.
«Зябнет бедная осинка, дрожит на ветру.
Дайте осинке пальто и ботинки,
Надо согреться бедной осинке».
Родители, учите детей не причинять зла живому, а помогать.
«Я нашла в саду котенка, он мяукал и дрожал,
Может быть, его забыли или сам он убежал?
Я взяла его домой, накормила досыта,
Скоро стал котенок загляденье просто».
Учите детей не словами, а делом оказывать помощь природе (подкармливать птиц зимой, залечить рану на стволе «бедной» берёзы).
«Какой-то мальчишка поранил берёзу,
Ножом перочинным прорезал полоску,
Берёзка, не плачь, я в аптеку схожу
И бантиком ранку твою завяжу».
Учите детей состраданию, сопереживанию, оказывать помощи тем, кто нуждается в ней.
Любите своего ребенка, ласково относитесь к нему. Воспитанный в любви и ласке ребенок вырастет добрым!

Летом играем и речь развиваем!
Вот и наступило долгожданное лето! Уже тепло. Можно подолгу гулять. Игры с песком, мячом, кукольными колясками, катание на велосипедах, на качелях – все это благодатный повод для разговоров с малышами, для расширения словаря, для формирования детских высказываний. Часто на прогулку дети берут машинки, самолетики. Можно этим воспользоваться и поиграть в игру «Кем я буду? Воспользовавшись моментом, знакомим их с тем, как двигается этот транспорт – едет, летает, плывет, с понятием высоко - низко, далеко – близко, быстро – медленно. А также познакомить с профессиями на транспорте. Спросить, например, у Толика – у тебя в руках самолет, а кто управляет самолетом? (пилот, значит ты сегодня – пилот. А как летает самолет, гудит? (ребенок изображает) Где летает самолет? таким образом можно обговорить и другие виды транспорта. Лучше всего игру нужно сопровождать действиями. Пусть машинист даст сигнал - гудок «у- у – у» и отправляется в путь. Покажите, как надо притоптывать ножками и ритмически проговаривать «та – та – та, ударение на первом слоге, а потом прокатитесь на машине, слегка покачиваясь, изобразите движение парохода. Подчеркивайте, что машина едет быстро, уехала далеко, далеко, а волны качают кораблик вверх- вниз.
А в дождливую погоду можно прочитать детям стихотворение и заодно, закрепить знания.
Все малыши очень любят играть.
Очень хотят они кем – нибудь стать.
У Саши новенький есть самолет.
Он летчик отправиться скоро в полет.
Антон – машинист, его паровоз
По рельсам бежит, пассажиров повез.
У Толика катер. Он смелый моряк.
Плывет по волнам – развивается флаг.
У Вани зеленый большой грузовик.
Стоять в гараже грузовик не привык.
Шофер по дороге едет вперед.
Все, что вам нужно, он привезет.
Скорее игрушки свои доставай
И весело вместе с нами играй!
Играя в песочнице, познакомьте малышей со следующими словами, чтобы их смысл для него стал понятен: сухой – мокрый, (песок, сухой сыпется, из мокрого лепим угощение (пирожное, пирожки, куличики). Провести с детьми беседу, какие у нас формочки? Какие получились прянички? У нас какой совочек, формочка? Для кого будем печь пирожки? Как нужно накладывать песок; плотно, прихлопывать, постукивать. В ведерки нужно положить много песка, а в формочки – мало. Напеките много разного и приглашайте угощаться всех желающих (папу, маму, бабушку, старших, героев из мультиков). Постоянно ведите диалог.
Что вы хотите попробовать? Вот вкусное пирожное с желтым цветочком, вот пряник- рыбка, съешьте его. Дадим мишке кусок, собаке, кукле. Угощайтесь, пожалуйста, кушайте на здоровье!
Можно зачитать детям стихотворение «Очень- очень вкусный пирог» Д.Хармс
Я захотел устроить бал.
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут.
Но что-то гости не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек откусил.
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошки не нашли.
Лето для многих – это походы в лес за грибами и ягодами. Рассмотрите с детьми съедобные и несъедобные ягоды, грибы. Чем отличаются, как и где растут? Поиграйте в игру «Съедобное, не съедобное».
А как радует малышей грибной дождь! Еще его называют «Слепой дождь» Попробуйте вместе с детьми найти объяснение этому названию.
Что такое дождь грибной?
Расскажите, он какой?
Это дождь стучит в оконце,
Ну а в небе светит солнце!
Принимают душ цветы
И деревья и кусты.
А потом в лесу, где елки
Растопырили иголки,
Где березки и дубы,
Появляются грибы!
Как хорошо летом разглядывать пушистые облака. Можно поиграть в игру, «Какие видишь облака?» А они часто бывают причудливой формы и напоминают нам то рыбку, то слона с хоботом, то зубастого крокодила, то чудовище. Развивайте у малышей воображение, умение придумывать и любоваться красотой природы!
Игры с движениями не только веселят малышей, но и учат их согласовывать движения со словами, развивают слуховое внимание.
Игра «Гуси»
Гуси белые, гуси серые,
Вы плывите ко мне
По чистой воде (дети вытягивают шею, покачиваются на широко расставленных ногах)
Гуси шеи вытянули,
Лапы красные растопырили, носы раскрывают. (дети отвечают и машут руками)
«Га – га – га! Не хотим мы к вам плыть,
Нам и здесь хорошо.
Будем по бережку гулять,
Будем травку щипать!»
Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые детям слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить их понятно выговаривать.
Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей.
В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные летом необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей сложные для детей, всё равно, чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь, постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Обязательно играйте! Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:
- «Четвёртый лишний»;
- «Чего не стало?»;
- «Что поменялось местами?»;
- «Что изменилось?»;
«Подбери пару»;
- «Кому что подходит?»;
- «Назови ласково»;
- «Преврати в огромное»;
- «Подбери пять признаков»;
- «Угадай, о чём я говорю» и т.д.
Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи:
- «Скажи наоборот» (большой – маленький);
- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
- «Действие» (что делает?);
- «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего;
- «Птицы и животные» (дикие и домашние). И их детеныши (мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок);
- «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди);
- «Назови ласково» (птица – птичка, дерево – деревце);
- «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под;
- «Словообразование» (напр.: стол из стекла – какой? – стеклянный).
Играем, развивая фонематические процессы:
- «Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.);
- «Где спрятался звук» (какой захотите) - в начале? В середине? В конце?
- «Назови первый (последний) звук в слове»;
- «Ищем звук [Л]» в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
- «Какой первый звук? Гласный или согласный?»;
- «Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ?» (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?);
-«Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ?».
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.

 «Пальчиковая гимнастика. 
Развиваем речь»
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно, прогресс.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Более того, когда мама для такой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает ладошку, берёт его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционально интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребёнка, вызывает у него улыбку и смех.
Рекомендации к проведению 
пальчиковых игр
1. Убедитесь в том, что ребенок знает основных персонажей стихов, песенок и потешек. Сначала покажите ему игрушки или цветные картинки, чтобы он мог вспомнить (или узнать впервые), как выглядит то или иное животное, о котором рассказывается в потешке.
2. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
3. Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
4. При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы ваш ребенок успел показать движение; по мере освоения движения меняйте темп (можно даже показать в нарочно ускоренном - и поэтому «смешном» для малышей темпе).
5. Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку.
6. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
7.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
8. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
9. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
10. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.
11. При повторных проведениях игры ребенок нередко начинает произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
12. Выполняйте пальчиковую игру от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
13. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).
14. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
15. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
16. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.
17. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
18. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.
19. Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые.
Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи!
Вашему вниманию я могу предложить пособие, в котором даны тексты народных потешек, песенок и схематические картинки, показывающие положение или движение кисти руки. Обратите внимание! Каждый стихотворный текст сопровождается схематическими картинками, наглядно поясняющими, как можно изобразить какое-то существо или его действия с помощью пальчиков (жестов, движений головы, рук, ног или туловища).
МАЛЯР
Краску мы на кисть набрали
И заборы обновляли!
Выполнять кистями рук плавные движения вверх-вниз, вправо-влево.
ОЧКИ
Бабушка очки надела Соединить кончики большого и указательного пальцев на обеих руках («очки»).
И внучонка разглядела. Приблизить «очки» к глазам.
КАК ЖИВЁШЬ?
Как живёшь? Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
- Вот так! Показать оттопыренные большие пальцы.
А плывёшь?
- Вот так! Разжать пальцы, вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны.
Как бежишь?
-Вот так! Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
Вдаль глядишь?
- Вот так! Приложить ребро ладони ко лбу.
Ждёшь обед?
- Вот так! Подпереть кулачком подбородок.
Машешь вслед?
- Вот так! Выполнять кистью ведущей руки движения влево-вправо.
Утром спишь?
- Вот так! Лечь щёчкой на сложенные вместе ладошки.
А шалишь?

- Вот так! Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
Как весело встретить Новый год с детьми!
         Новый год - один из самых любимых в народе праздников. Уютные посиделки дома с привычными оливье и мерцание разноцветных гирлянд или шумная вечеринка с друзьями, костюмами и хлопушками. Каждый отмечает по-своему, но все с равным нетерпением ждут этот чудесный праздник.

         А что если вы решили отметить Новый год в компании с друзьями и собраться семьями? И в каждой семье маленькие дети. Неизменно встает вопрос, как развлечь детишек?
Подарите сказку!
         Самое главное - начать готовиться к празднику заранее.
         Во-первых, это повод пообщаться со своим ребенком. Сделайте вместе приглашения, подготовьте подарки. Привлеките свое чадо к процессу украшения елки. Выучите со своим малышом новогодние песенки и стихи.
         Во-вторых, большое внимание уделите праздничному декору квартиры. Только лишь елка - это мало. Для детей Новый год - это сказка. Так и подарите им ее. Пусть ваш дом станет резиденцией Деда Мороза и Снегурочки или просто сказочной избушкой. В ход пойдет все: новогодние шары и фигурки, гирлянды и мишура, дождик, елочные ветки. Используйте воздушные шары! Да, это не совсем новогодний атрибут, но интересная композиция из шаров вызовет у детей восторг. К тому же можно сделать из шариков стилизованного Деда Мороза. А уж как развлечься с шариками, дети придумают сами, будьте уверены!
Веселые игры
         Взрослые под вкусные угощения, шампанское и приятную беседу могут всю ночь просидеть у телевизора. А вот детям быстро станет скучно. Во что можно поиграть с ними?
         Поищите клад! Вернее, подарки. Спрячьте их в квартире, сделайте карту - пазл из нескольких кусочков и также спрячьте. Пусть путь к сокровищам будет не близкий: выдайте кусок карты, который будет указывать местонахождение следующей части импровизированного клада, а дальше детишки справятся сами.
         Устроить активные игры во дворе. Конечно же, снежки! Дети повеселятся от души, да и взрослые тоже. В конце прогулки замечательным вариантом станет праздничный фейерверк, только соблюдайте все меры осторожности, не подпускайте детей к пиротехнике!
         Устройте конкурс. Пусть дети читают стихи, поют, танцуют и рисуют. Все пройдет особенно удачно, если в доме есть музыкальные инструменты. Если нет, то найдите записи песен или караоке, это не должно составить проблему. Проводить конкурс могут Дед Мороз и Снегурочка. Пусть кто-то из взрослых нарядится в костюм и устроит детям небольшое представление.
         Устройте вместе с ними небольшую театрализованную сценку. Если дети разновозрастные, то детишек постарше тоже можно привлечь к организации развлечений. Сделать костюмы не так уж и сложно, а довольны в результате останутся все: и малыши, и взрослые детки, и взрослые.
Детский праздничный стол
         А почему бы и тут не удивить детей? Задекорируйте бутылку с газировкой. Пусть она будет каким-нибудь мультяшным персонажем. Красиво украсьте блюда на столе, сделайте веселые бутерброды. Можно даже испечь фигурные печенья, задекорировав их потом глазурью.
         Помните, праздничный детский стол должен быть не только вкусным, но также ярким и красивым. Используйте для декора стола яркую скатерть и цветные салфетки. Возможно, вы даже найдете какой-то интересный сервиз или другие предметы посуды. Пусть это даже будет слишком разноцветно, в Новый год можно все! 
Праздник с детьми - это прекрасная возможность для взрослых не только порадовать своих любимых чад, но и самим хоть ненадолго окунуться в атмосферу сказки. Подготовку к Новому году нужно начинать как можно раньше, тогда вы точно успеете все. Преподнесите подарок из ярких впечатлений и положительных эмоций своим близким и друзьям!
«О здоровье всерьез!»
Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. 
Здоровый нищий счастливее больного короля.

Цицерон. 

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Данные  исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10 % от числа детей, идущих в первый класс.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Очень важно сформировать у детей представление о  здоровье, как к одной из главных ценностей жизни.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20%  от наследственных факторов, на 20%  - от условий внешней среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья нам, взрослым - родителям и педагогам, повлиять практически невозможно, то на другие 50% -  можно и нужно.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Ведь здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице или дома. Поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
-             Занятия физкультурой, прогулки;
-             Рациональное питание, соблюдение правил  личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна, и даже культурно-гигиенические навыки, такие как мытье рук, своевременное высмаркивание носа, простите за подробности;
-             Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
-             Бережное отношение к окружающей среде, природе
-             Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций, прохождений медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, окулиста, отоларинголога, хирурга);
-             Формирование понятия «помоги себе сам».
На одном из компонентов здорового образа жизни мы остановимся поподробнее.
Закаливание.
Крупнейшие специалисты в области детских болезней подчеркивали эффективность закаливания.  Советский педиатр Герой Социалистического Труда профессор Г. Н. Сперанский писал: «При самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветров, дождей, сырости. Но для изнеженного, привыкшего к постоянному теплу организма такое случайное охлаждение становится особенно опасным, так как его способность самостоятельно защищаться от холода уже значительна ослаблена. Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для простуды, тем чаще болеет. Несомненно, что единственное надежное средство – закаливание. Надо тренировать, совершенствовать, развивать врожденные защитные силы, добиваться их наилучшего действия». 
    Необходимо соблюдать следующие правила: 
·    Систематически использовать закаливающие процедуры во все времена года, без перерывов с постепенным увеличением дозы раздражающего действия.
·    Правильно подбирать и дозировать закаливающие процедуры индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста.
·    Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.
   Все это неново, все это известно, но очень важно! И начинать, уважаемые родители, надо с себя, потому что вы для ребенка значимые взрослые, основное  значение имеет ваш личный пример. Если вы сами принимаете воздушные и водные процедуры, то ребенок без принуждения последует вашему примеру. В первую очередь выработайте у малыша любовь к свежему воздуху, к подвижным играм на свежем воздухе. 
Обратитесь к педагогам-классикам. А.П.Усова в книге «Русское народное творчество детскому саду» рассказывает о детских народных играх, российский педагог и психолог П.Ф. Каптерев так же пишет о важности подвижных игр, о том что они формируют как силу и выносливость характера, так и творческое начало.


 «Моя любимая игрушка» или «Как подобрать игрушку для ребёнка?»
Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить! Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Полезна ли такая покупка и как она может отразиться на психике ребенка?
Какова же вообще роль игрушек в развитии ребёнка? Развитию чего способствуют игрушки. С помощью пирамидки, формочек, матрешки, малыш учится направлению своих действий на достижение цели. При помощи игрушек - заменителей настоящих предметов (игрушечной посуды, игрушечной мебели) малыш усваивает, для чего нужны данные предметы. Игрушки - копии настоящих предметов (лук и стрелы, молоток, бумеранг, телефон, музыкальные инструменты, машинки и т. д.) учат ребёнка определённым профессиональным навыкам.
А для чего нужны куклы и мягкие игрушки? Сначала малыш производит с ними действия, показанные взрослыми, подражает взрослому. Потом кукла и мягкие игрушки делаются объектом для эмоционального общения малыша, с их помощью ребенок учится проявлению заботы, вырабатывает у себя такое качество, как сопереживание. Выбирая куклу или мягкую игрушку, нужно обращать внимание на то, как соотносятся пропорции головы и тела игрушки – это очень важно.
Проявление нежности, заботы, вызывают куклы и животные, имеющие пухлые щеки, маленький нос и большие глаза. Куклы - герои мультфильмов вырабатывают у ребёнка способность к подражанию, эталонному поведению. Хорошо бы образы эти были соответствующими. Ну и бытовые предметы (коробка, карандаш, лоскуты, верёвка и др., природный материал (шишка, кора, желудь и др.) развивают внимание, воображение, координацию движений, произвольность в игре малыша.
Нельзя покупать ребёнку такие агрессивные игрушки, как маски чудовищ, монстров, т. к. они воспитывают в ребенке жестокость. Увы, сегодня магазины детских товаров буквально завалены совершенно бесполезными игрушками, никак не способствующими развитию малыша, а то и вовсе вредными. При этом, естественно, производители делают все от них зависящее, чтобы привлечь внимание к своему товару и убедить потребителя в его необходимости. И неопытным родителям бывает довольно сложно определить, действительно ли нужна та или иная игрушка их ненаглядному крохе?
К счастью, откровенно вредных игрушек не так-то и много, а самое главное, им практически всегда можно найти альтернативу, которая устроит и вас, и малыша, с самых первых месяцев жизни крохи постарайтесь убедить близких советоваться с вами, прежде чем сделать ему подарок. Это позволит избежать многих обид и недоразумений, а детскую освободит от бесполезного хлама.
Итак, попробуем разобраться с помощью психологов, какие игрушки возглавляют рейтинг бесполезности и чем можно было бы их заменить.
Гигантские плюшевые игрушки
Чем вредны: монстрообразные зайцы и медведи, вдвое больше ребенка, практически не годятся для ролевой игры, а значит, не выполняют основной предназначенной им функции. Зато они служат отличными пылесборниками в детской. Чистить их при этом крайне сложно. Кроме того, маленький ребенок может легко наглотаться длинного синтетического ворса. А пугливый, ранимый малыш может и по-настоящему испугаться «домашнего любимца». Обратите внимание: плюшевые звери агрессивных «кислотных» оттенков искажают цветовосприятие крохи, не позволяют правильно формировать вкус ребенка.
Чем заменить: мягкие игрушки должны быть соразмерны росту самого малыша. Самый крупный плюшевый медведь должен быть не больше руки крохи, самый маленький - не меньше его ладошки. Выбирайте зверушек, изготовленных из натуральных, лучше - органических материалов приглушенных тонов, естественных расцветок.
Интерактивные куклы и мягкие игрушки
Чем вредны: говорящие и движущиеся собачки и кошечки, куклы, вступающие в диалог со своими хозяйками, разрушают иллюзорное пространство ролевой игры, превращая малыша из активного творца в пассивного наблюдателя. Зачем что-то создавать, выдумывать, разыгрывать ситуации, если кукла или зверушка все делает сама?
Чем заменить: куклы-перчатки для кукольного театра, попав на руку малыша или его мамы, оживают и начинают жить своей, особой жизнью. Игра с перчаточной куклой великолепно развивает фантазию и творческие способности крохи, а кроме того способствует формированию мелкой моторики, координации между движениями кисти и артикуляцией, что очень полезно для подготовки к чтению и письму.
Игрушечные музыкальные инструменты
Чем вредны: игрушки, имитирующие внешний вид музыкальных инструментов, как правило, практически не соответствуют им по звучанию и неправильно настроены, то есть не способствуют развитию музыкального слуха и даже тормозят его формирование. Детские синтезаторы, хотя и имитируют звучание того или иного музыкального инструмента, создают искусственный, неестественный звук, далекий от реальности.
Чем заменить: детские шумовые музыкальные инструменты – бубны, треугольники, маракасы, ксилофоны – великолепно развивают чувство ритма, приучают малыша к чистым и ясным звукам. Отличный вариант – детский музыкальный столик хорошей фирмы. По сути дела, такой столик является настоящей ударной установкой, которая поможет крохе освоить азы исполнительских навыков и подготовит его к серьезным занятиям музыкой, когда он станет постарше.
Современное электрифицированное оружие и военные игрушки
Чем вредны: футуристические бластеры, современные лазерные автоматы и т. д. не только создают у ребенка вредный образ агрессора и завоевателя, но и перевозбуждают его нервную систему благодаря обилию световых и шумовых спецэффектов.
Чем заменить: желание стрелять и рубиться на мечах, заложено у маленького мужчины в подсознании. Не дадите пистолета - будет «стрелять» из палки. Отберете палку - станет целиться пальчиком. Меч и аксессуары для рыцарского поединка, элегантная винтовка в стиле пионеров Дикого Запада помогут сформировать образ благородного воина, защитника слабых и обиженных. Для этой же цели можно использовать набор для ролевой игры в рыцарский замок или полицейский участок.
Но что делать, если малыш умоляет купить ему чудовищную, на ваш взгляд, игрушку, которой бредит вся его детсадовская группа? Неужели взять да и выбросить с такой любовью подаренную бабушкой Барби только потому, что она не соответствует каким-то там педагогическим рекомендациям? Запретить ли играть в ванне совершенно бесполезной, но такой забавной машинкой для выпускания мыльных пузырей, которая отлично отвлекает его, пока вы моете ему голову? Представьте, комфортно ли будет вашей дочурке в детском саду, если ее не возьмут в игру из-за отсутствия «правильной» куклы. Поставьте себя на место бабушки, обиженной тем, что ее подарок не пришелся по вкусу. Да и ваш собственный покой и комфорт тоже дорогого стоят! Так что время от времени стоит поступиться принципами и позволить малышу поиграть самой бесполезной на свете игрушкой, если это сохранит мир в семье. Ведь эмоциональный комфорт малыша и его близких куда важнее любых педагогических принципов и полезнее любых самых правильных игрушек, развивающих самые полезные навыки.
Электронные интерактивные панели со звуковыми и световыми эффектами
Чем вредны: удачно выполнив ту или иную операцию (нажав на кнопочку, повернув рычажок и т. д.) малыш получает поощрение в виде светового или звукового сигнала, который доставляет ему удовольствие. То есть познавательная, исследовательская деятельность подменяется своего рода условным рефлексом: правильно нажал на кнопочку — послушай песенку. К тому же избыток цветовых и звуковых стимуляторов может привести к перевозбуждению, нарушению внимания и регуляции. Помимо этого, привыкнув с младенчества манипулировать забавными кнопочками, кроха может отказаться играть в развивающие и ролевые игры, требующие более серьезных интеллектуальных и моторных усилий.
Чем заменить: практически все авторитетные производители выпускают многофункциональные игровые панели или столики, развивающие мелкую моторику, логическое мышление, поисковую активность. На такой панели обычно расположены двух- и трехмерные лабиринты, пирамидки, сортеры, вращающиеся шестеренки, барабаны и т. д. Отличный вариант — игровой столик, на котором расположена масса развивающих игр. Он прослужит малышу не один год.
Куклы типа Барби и Братц
Чем вредны: куклы, изображающие молодую женщину или девушку- подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двух-трех лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).
Чем заменить: качественная кукла-малыш с приданым, кукла - девочка с комплектом одежды и аксессуарами для ролевой игры помогут малышке попробовать себя в роли заботливой мамы, ласковой дочки, веселой подружки, словом, выстроить те социальные модели, которые и должны быть выстроены в этом возрасте. Совет: если в вашей семье есть коллекция раритетных фарфоровых кукол? Спрячьте ее подальше. Красивая дорогая игрушка, за игру с которой малыша ругают и наказывают, очень быстро превратится в источник раздражения и злости у ребенка.
Роботы-трансформеры
Чем вредны: нарочито отталкивающий, агрессивный вид этих игрушек деформирует картину мира маленького ребенка. Они могут спровоцировать самые разнообразные неврозы, стать причиной навязчивых фобий. Кроме того, однообразные манипуляции (чаще всего превращение робота в звездолет и обратно) подменяют игровую деятельность, что, естественно, тормозит интеллектуальное и творческое развитие малыша.
Чем заменить: если сынишка интересуется космическими приключениями, приобретите ему тематический конструктор с аксессуарами для ролевой игры, который будет развивать фантазию, аналитические способности и мелкую моторику маленького искателя приключений.
Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.
С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление. И эстетическое требование-соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.
Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).
Часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать». Кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.
Правильно выбранная игрушка поможет вашему ребенку совершенствовать приобретенные навыки и подтолкнет развитие новых. Ваш ребенок будет получать больше удовольствия от игрушки, если она стимулирует развитие органа зрения (зеркало, слухового анализатора (музыкальная шкатулка или клоун с колокольчиком, осязание (доски активности или резинка с набором различных предметов, чем если бы она просто была милой и симпатичной.
Существуют игрушки, прямое назначение которых облегчать жизнь малышу (кольцо для прорезывания зубов или любая игрушка, которую можно взять в рот). Когда ребенок подрастет, вам потребуются игрушки, развивающие координацию движений, контроль над малой и основной моторикой, выстраивание причинно-следственных связей, слуховое восприятие, пространственные связи.
Самый важный вопрос – это вопрос безопасности ребенка, поскольку игрушки (даже без учета велосипедов, санок и самокатов, которые ежегодно являются причиной множества травм) ответственны за многочисленные травмы и повреждения. Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее.
Прочность. Игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка. Глазки и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать. Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.
Безопасная конструкция. [/b] Игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей.
Гигиеничность. Игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий – серьезная проблема для младенцев, имеющих обыкновение все засовывать в рот. В этой связи возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш.
Безопасный размер. Очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка, или игрушки с отсоединяющимися деталями) представляют собой серьезную угрозу.
Отсутствие веревочек. Игрушки (как и все остальные предметы) с веревочками, шнурками или резинками длиннее 15 см не должны находиться в пределах досягаемости ребенка до 3-х лет, из-за риска угрозы здоровью. Игрушки можно прикреплять к кроватке, коляске, манежу и любым другим предметам при помощи пластиковых цепочек, которые не только безопасны, но и яркие, привлекательные.
Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.
Гарантией того, что все необходимые гигиенические требования, которые предъявляются к детским игрушкам, будут соблюдены, является покупка их в магазинах. Практика показывает, что зачастую на рынках у продавцов нет удостоверений о государственной гигиенической регистрации игрушек.
В специализированных лабораториях товары для детей проходят строжайший контроль на соответствие санитарно-химическим, физическим и токсикологическим показателям. Только после того, как все составляющие продукции будут одобрены специалистами, производителю или фирме- импортеру выдаются удостоверение о гигиенической регистрации и сертификат соответствия. Именно наличие этих документов является единственной гарантией того, что вы приобрели безопасную для здоровья игрушку или одежду для ребенка. Качество игрушек, не обеспеченных необходимыми документами, остается на совести продавцов.
В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции.
И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.


«Математические игры по дороге домой»

   Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Но что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр? 

   Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка. 
«Ниже - выше».
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д. 
«Цвета».
Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее. 
«Посчитаем вместе» 
Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно. 
«Геометрические фигуры».
Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее. 
«Назови лишнее слово».
Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: 1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы). 2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного) .

   Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. 

Уважаемые, родители, больше играйте с детьми! 











Комментариев нет:

Отправить комментарий