Консультации для родителей

«Моя любимая игрушка» или «Как подобрать игрушку для ребёнка?»
Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить! Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Полезна ли такая покупка и как она может отразиться на психике ребенка?
Какова же вообще роль игрушек в развитии ребёнка? Развитию чего способствуют игрушки. С помощью пирамидки, формочек, матрешки, малыш учится направлению своих действий на достижение цели. При помощи игрушек - заменителей настоящих предметов (игрушечной посуды, игрушечной мебели) малыш усваивает, для чего нужны данные предметы. Игрушки - копии настоящих предметов (лук и стрелы, молоток, бумеранг, телефон, музыкальные инструменты, машинки и т. д.) учат ребёнка определённым профессиональным навыкам.
А для чего нужны куклы и мягкие игрушки? Сначала малыш производит с ними действия, показанные взрослыми, подражает взрослому. Потом кукла и мягкие игрушки делаются объектом для эмоционального общения малыша, с их помощью ребенок учится проявлению заботы, вырабатывает у себя такое качество, как сопереживание. Выбирая куклу или мягкую игрушку, нужно обращать внимание на то, как соотносятся пропорции головы и тела игрушки – это очень важно.
Проявление нежности, заботы, вызывают куклы и животные, имеющие пухлые щеки, маленький нос и большие глаза. Куклы - герои мультфильмов вырабатывают у ребёнка способность к подражанию, эталонному поведению. Хорошо бы образы эти были соответствующими. Ну и бытовые предметы (коробка, карандаш, лоскуты, верёвка и др., природный материал (шишка, кора, желудь и др.) развивают внимание, воображение, координацию движений, произвольность в игре малыша.
Нельзя покупать ребёнку такие агрессивные игрушки, как маски чудовищ, монстров, т. к. они воспитывают в ребенке жестокость. Увы, сегодня магазины детских товаров буквально завалены совершенно бесполезными игрушками, никак не способствующими развитию малыша, а то и вовсе вредными. При этом, естественно, производители делают все от них зависящее, чтобы привлечь внимание к своему товару и убедить потребителя в его необходимости. И неопытным родителям бывает довольно сложно определить, действительно ли нужна та или иная игрушка их ненаглядному крохе?
К счастью, откровенно вредных игрушек не так-то и много, а самое главное, им практически всегда можно найти альтернативу, которая устроит и вас, и малыша, с самых первых месяцев жизни крохи постарайтесь убедить близких советоваться с вами, прежде чем сделать ему подарок. Это позволит избежать многих обид и недоразумений, а детскую освободит от бесполезного хлама.
Итак, попробуем разобраться с помощью психологов, какие игрушки возглавляют рейтинг бесполезности и чем можно было бы их заменить.
Гигантские плюшевые игрушки
Чем вредны: монстрообразные зайцы и медведи, вдвое больше ребенка, практически не годятся для ролевой игры, а значит, не выполняют основной предназначенной им функции. Зато они служат отличными пылесборниками в детской. Чистить их при этом крайне сложно. Кроме того, маленький ребенок может легко наглотаться длинного синтетического ворса. А пугливый, ранимый малыш может и по-настоящему испугаться «домашнего любимца». Обратите внимание: плюшевые звери агрессивных «кислотных» оттенков искажают цветовосприятие крохи, не позволяют правильно формировать вкус ребенка.
Чем заменить: мягкие игрушки должны быть соразмерны росту самого малыша. Самый крупный плюшевый медведь должен быть не больше руки крохи, самый маленький - не меньше его ладошки. Выбирайте зверушек, изготовленных из натуральных, лучше - органических материалов приглушенных тонов, естественных расцветок.
Интерактивные куклы и мягкие игрушки
Чем вредны: говорящие и движущиеся собачки и кошечки, куклы, вступающие в диалог со своими хозяйками, разрушают иллюзорное пространство ролевой игры, превращая малыша из активного творца в пассивного наблюдателя. Зачем что-то создавать, выдумывать, разыгрывать ситуации, если кукла или зверушка все делает сама?
Чем заменить: куклы-перчатки для кукольного театра, попав на руку малыша или его мамы, оживают и начинают жить своей, особой жизнью. Игра с перчаточной куклой великолепно развивает фантазию и творческие способности крохи, а кроме того способствует формированию мелкой моторики, координации между движениями кисти и артикуляцией, что очень полезно для подготовки к чтению и письму.
Игрушечные музыкальные инструменты
Чем вредны: игрушки, имитирующие внешний вид музыкальных инструментов, как правило, практически не соответствуют им по звучанию и неправильно настроены, то есть не способствуют развитию музыкального слуха и даже тормозят его формирование. Детские синтезаторы, хотя и имитируют звучание того или иного музыкального инструмента, создают искусственный, неестественный звук, далекий от реальности.
Чем заменить: детские шумовые музыкальные инструменты – бубны, треугольники, маракасы, ксилофоны – великолепно развивают чувство ритма, приучают малыша к чистым и ясным звукам. Отличный вариант – детский музыкальный столик хорошей фирмы. По сути дела, такой столик является настоящей ударной установкой, которая поможет крохе освоить азы исполнительских навыков и подготовит его к серьезным занятиям музыкой, когда он станет постарше.
Современное электрифицированное оружие и военные игрушки
Чем вредны: футуристические бластеры, современные лазерные автоматы и т. д. не только создают у ребенка вредный образ агрессора и завоевателя, но и перевозбуждают его нервную систему благодаря обилию световых и шумовых спецэффектов.
Чем заменить: желание стрелять и рубиться на мечах, заложено у маленького мужчины в подсознании. Не дадите пистолета - будет «стрелять» из палки. Отберете палку - станет целиться пальчиком. Меч и аксессуары для рыцарского поединка, элегантная винтовка в стиле пионеров Дикого Запада помогут сформировать образ благородного воина, защитника слабых и обиженных. Для этой же цели можно использовать набор для ролевой игры в рыцарский замок или полицейский участок.
Но что делать, если малыш умоляет купить ему чудовищную, на ваш взгляд, игрушку, которой бредит вся его детсадовская группа? Неужели взять да и выбросить с такой любовью подаренную бабушкой Барби только потому, что она не соответствует каким-то там педагогическим рекомендациям? Запретить ли играть в ванне совершенно бесполезной, но такой забавной машинкой для выпускания мыльных пузырей, которая отлично отвлекает его, пока вы моете ему голову? Представьте, комфортно ли будет вашей дочурке в детском саду, если ее не возьмут в игру из-за отсутствия «правильной» куклы. Поставьте себя на место бабушки, обиженной тем, что ее подарок не пришелся по вкусу. Да и ваш собственный покой и комфорт тоже дорогого стоят! Так что время от времени стоит поступиться принципами и позволить малышу поиграть самой бесполезной на свете игрушкой, если это сохранит мир в семье. Ведь эмоциональный комфорт малыша и его близких куда важнее любых педагогических принципов и полезнее любых самых правильных игрушек, развивающих самые полезные навыки.
Электронные интерактивные панели со звуковыми и световыми эффектами
Чем вредны: удачно выполнив ту или иную операцию (нажав на кнопочку, повернув рычажок и т. д.) малыш получает поощрение в виде светового или звукового сигнала, который доставляет ему удовольствие. То есть познавательная, исследовательская деятельность подменяется своего рода условным рефлексом: правильно нажал на кнопочку — послушай песенку. К тому же избыток цветовых и звуковых стимуляторов может привести к перевозбуждению, нарушению внимания и регуляции. Помимо этого, привыкнув с младенчества манипулировать забавными кнопочками, кроха может отказаться играть в развивающие и ролевые игры, требующие более серьезных интеллектуальных и моторных усилий.
Чем заменить: практически все авторитетные производители выпускают многофункциональные игровые панели или столики, развивающие мелкую моторику, логическое мышление, поисковую активность. На такой панели обычно расположены двух- и трехмерные лабиринты, пирамидки, сортеры, вращающиеся шестеренки, барабаны и т. д. Отличный вариант — игровой столик, на котором расположена масса развивающих игр. Он прослужит малышу не один год.
Куклы типа Барби и Братц
Чем вредны: куклы, изображающие молодую женщину или девушку- подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двух-трех лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).
Чем заменить: качественная кукла-малыш с приданым, кукла - девочка с комплектом одежды и аксессуарами для ролевой игры помогут малышке попробовать себя в роли заботливой мамы, ласковой дочки, веселой подружки, словом, выстроить те социальные модели, которые и должны быть выстроены в этом возрасте. Совет: если в вашей семье есть коллекция раритетных фарфоровых кукол? Спрячьте ее подальше. Красивая дорогая игрушка, за игру с которой малыша ругают и наказывают, очень быстро превратится в источник раздражения и злости у ребенка.
Роботы-трансформеры
Чем вредны: нарочито отталкивающий, агрессивный вид этих игрушек деформирует картину мира маленького ребенка. Они могут спровоцировать самые разнообразные неврозы, стать причиной навязчивых фобий. Кроме того, однообразные манипуляции (чаще всего превращение робота в звездолет и обратно) подменяют игровую деятельность, что, естественно, тормозит интеллектуальное и творческое развитие малыша.
Чем заменить: если сынишка интересуется космическими приключениями, приобретите ему тематический конструктор с аксессуарами для ролевой игры, который будет развивать фантазию, аналитические способности и мелкую моторику маленького искателя приключений.
Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.
С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление. И эстетическое требование-соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.
Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).
Часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать». Кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.
Правильно выбранная игрушка поможет вашему ребенку совершенствовать приобретенные навыки и подтолкнет развитие новых. Ваш ребенок будет получать больше удовольствия от игрушки, если она стимулирует развитие органа зрения (зеркало, слухового анализатора (музыкальная шкатулка или клоун с колокольчиком, осязание (доски активности или резинка с набором различных предметов, чем если бы она просто была милой и симпатичной.
Существуют игрушки, прямое назначение которых облегчать жизнь малышу (кольцо для прорезывания зубов или любая игрушка, которую можно взять в рот). Когда ребенок подрастет, вам потребуются игрушки, развивающие координацию движений, контроль над малой и основной моторикой, выстраивание причинно-следственных связей, слуховое восприятие, пространственные связи.
Самый важный вопрос – это вопрос безопасности ребенка, поскольку игрушки (даже без учета велосипедов, санок и самокатов, которые ежегодно являются причиной множества травм) ответственны за многочисленные травмы и повреждения. Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее.
Прочность. Игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка. Глазки и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать. Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.
Безопасная конструкция. [/b] Игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей.
Гигиеничность. Игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий – серьезная проблема для младенцев, имеющих обыкновение все засовывать в рот. В этой связи возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш.
Безопасный размер. Очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка, или игрушки с отсоединяющимися деталями) представляют собой серьезную угрозу.
Отсутствие веревочек. Игрушки (как и все остальные предметы) с веревочками, шнурками или резинками длиннее 15 см не должны находиться в пределах досягаемости ребенка до 3-х лет, из-за риска угрозы здоровью. Игрушки можно прикреплять к кроватке, коляске, манежу и любым другим предметам при помощи пластиковых цепочек, которые не только безопасны, но и яркие, привлекательные.
Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.
Гарантией того, что все необходимые гигиенические требования, которые предъявляются к детским игрушкам, будут соблюдены, является покупка их в магазинах. Практика показывает, что зачастую на рынках у продавцов нет удостоверений о государственной гигиенической регистрации игрушек.
В специализированных лабораториях товары для детей проходят строжайший контроль на соответствие санитарно-химическим, физическим и токсикологическим показателям. Только после того, как все составляющие продукции будут одобрены специалистами, производителю или фирме- импортеру выдаются удостоверение о гигиенической регистрации и сертификат соответствия. Именно наличие этих документов является единственной гарантией того, что вы приобрели безопасную для здоровья игрушку или одежду для ребенка. Качество игрушек, не обеспеченных необходимыми документами, остается на совести продавцов.
В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции.
И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.

«Математические игры по дороге домой»

   Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Но что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр? 

   Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка. 
«Ниже - выше».
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д. 
«Цвета».
Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее. 
«Посчитаем вместе» 
Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно. 
«Геометрические фигуры».
Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее. 
«Назови лишнее слово».
Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: 1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы). 2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного) .
   Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. 
Уважаемые, родители, больше играйте с детьми! 










Комментариев нет:

Отправить комментарий