Подготовка к школе - развивающие игры для детей.
Здесь мы выложили большое количество разнообразных развивающих игр для подготовки к школе, это задания на: развитие мышления, развитие внимания, развитие памяти, обучение счету.☝
К 5 годам ребенок должен уметь:
Внимание
Выполнять
задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
Находить 5-6
отличий между предметами и между двумя рисунками.
Удерживать в
поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в
точности узор или движение.
Легко играть в
игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные,
но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши;
если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если
услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так:
если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
Математика
Цифры 0, 1,2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
Как составлять и
решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Как пользоваться
арифметическими знаками действий.
Как разделить
круг, квадрат на две и четыре равные части.
Состав чисел
первого десятка ( 5 - это 3 и 2; 5 - это 4 и 1)
Прямой и
обратный порядок числового ряда.
Как получить
каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу
из следующего за ним в ряду.
Название
текущего месяца, последовательность дней недели.
Память
Запоминать 8-10
картинок.
Запоминать
считалочки и скороговорки.
Запоминать фразы
(например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»;
«Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
Рассказывать по
памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
Повторять в
точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Закончить
предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то
один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
Находить лишнее
слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов,
Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый,
отважный, злой, решительный».
Отвечать на
замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2
килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
Определять
последовательность событий (что сначала, что потом)
Мышление
Находить
и объяснять несоответствия на рисунках.
Находить
и объяснять отличия между предметами и явлениями.
Находить среди
предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Сложить из
конструктора по образцу любую фигуру.
Сложить из
бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик,
лодочку и т. д.).
Вырезать
ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
Выполнять
аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
Складывать
пазлы без посторонней помощи.
Мелкая моторика
Регулировать
силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в
зависимости от формы изображенного предмета.
Располагать
изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой
полосе.
Штриховать
рисунки, не выходя за их контуры.
Аккуратно
раскрашивать сложные рисунки.
Ориентироваться в
тетради в клетку или в линейку (над, под, слева, справа)
Развитие речи
Строить сложные
предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных
слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с,
на и т. д.
Быстро
образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и
т.д.
Объяснять
содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда».
Составлять
рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
Выразительно
исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость,
восхищение, грусть и т. д.
Составлять
предложения из 3-4 слов.
Составлять схему
предложения.
Делить простые
предложения на слова.
Делить слова на
слоги (части).
Различать
гласные и согласные буквы.
Определять, на
какой слог падает ударение.
Определять на
слух мягкость и твердость звука в словах.
Определять
количество звуков и букв в слове.
Определять по
интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное,
вопросительное.
Окружающий мир
Называть свое
имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.
Знать название
своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей
планеты.
Знать названия
основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую
приносят пользу людям.
Называть времена
года, части суток, дни недели в их последовательности.
Называть
весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
Отличать хищных
животных от травоядных.
Отличать
перелетных птиц от зимующих.
Отличать садовые
цветы от полевых.
Отличать деревья
от кустарников.
Называть все
явления природы.
КАК ХРАНИТЬ РИСУНКИ ДЕТЕЙ
Каждая мама рано или поздно
задается вопросом: что делать с рисунками ребенка? Как организовать их
хранение?
Дети рисуют в детском саду, в
школе, а многие еще и ходят в изо студию, художественную школу и за пару лет
накапливается огромное количество работ!Вот
несколько советов, как грамотно организовать хранение детских работ:
🔶В начале отсортируйте все
рисунки по размерам, возможно даже вы готовы выкинуть некоторые работы, только
делайте это вместе с ребёнком, он должен сам решить какие работы ему уже не
нужны;
🔶Все работы должны храниться
лицевой стороной вверх, с оборотной стороны можно подписать название, год
работы, возраст вашего художника;
🔶Работы, написанные акварелью, гуашью, вся графика, боятся
солнечного света, поэтому их следует хранить в папках, коробках или ящиках;
🔶Все остальные работы и поделки можно оформить в рамку и
повесить на стену или поставить на полку, стол и т.д.
🔶Очень удобно хранить рисунки в папках с файлами;
🔶Цифровое хранилище: отсканируйте или сфотографируйте работы
вашего ребёнка и:
- храните в папке на компьютере
- храните в облачном хранилище
- выложите в соцсети (например, можно сделать
отдельный аккаунт с работами вашего ребёнка)
Также,
дома можно организовать выставку из работ вашего маленького художника!
Что такое нейроскакалка?
Нейроскакалка
— это отличный тренажер для детейВ отличие от простой скакалки, ее
не нужно держать руками, она надевается на одну ногу. Сначала пластиковый обруч
застегивается вокруг щиколотки, затем, чтобы скакалка вращалась, ее нужно
оттолкнуть рукой или свободной ногой, а потом начать прыгать, перескакивая
второй ногой через крутящуюся палку с роликом. Одна нога должна вращать
скакалку, а вторая – перепрыгивать через нее. Это нейротренажёр, развивающий
межполушарные связи, скорость реакции способность к быстрому переключению
внимания и создаёт новые нейронные связи в головном
мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько
действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой
скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а
друга вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается
энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения
мыслительных процессов. А если включить музыку и скакать в
ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки
считать 1-2,3-4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена
года, месяца, дни недели, будем развивать также левое полушарие. Нейроскакалка - отличный
кардиотренажёр, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное
взаимодействие, концентрацию, внимательность. Кроме того, такая скакалка
доставит удовольствие не только детям, но и взрослым.
Подготовка к школе
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация
детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих
первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:
1.Как
тебя зовут?
2.Сколько
тебе лет?
3.Как
зовут твоих родителей?
4.Где
они работают и кем?
5.Как
называется город, в котором ты живёшь?
6.Какая
река протекает в нашем городе?
7.Назови
свой домашний адрес.
8.Есть
ли у тебя сестра, брат?
9.Сколько
ей (ему) лет?
10.Насколько она (он) младше (старше) тебя?
11.Каких
животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
12.В какое
время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
13.Как называется то время дня, когда ты
просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14.Сколько времён года ты знаешь?
15.Сколько
месяцев в году и как они называются?
16.Где правая (левая) рука?
17.Прочти стихотворение.
18.Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно;
- сравнение групп предметов по
количеству (больше – меньше)
- решение задач на сложение и вычитание
Выяснить, есть ли у
вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
1.Хочешь
ли ты пойти в школу?
2.Зачем
нужно ходить в школу?
3.Чем
ты будешь заниматься в школе?
4.Что
такое уроки? Чем на них занимаются?
5.Как
нужно вести себя на уроках в школе?
6.Что
такое домашнее задание?
7.Зачем
нужно выполнять домашнее задание?
8.Чем
ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?
Есть ли у
ребенка желание учиться?
Как это узнать?
Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое
желание учиться. Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама
заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в
школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки.
Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу,
потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я
хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя
взрослым, а до школы я был маленьким». А потом спросите своего малыша, как он
считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому
поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не
рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой,
как учеба.
Может ли он
контролировать себя.
Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть».
Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «ты любишь шоколад?»,
«какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не
называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если
ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все
вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.
Развита ли у него
речь?
Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен
уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).
Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет
(как в комиксах). Картинок должно быть не очень много – 6–7. По тому, как
ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить
предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало,
середина, конец).
Различает ли он
звуки?
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать
звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете
какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько
раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это
другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному
слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос,
голос, голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом
у него все в порядке.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать
первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма»
(первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный,
последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается
и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно
воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а
ребенок делит его на части, хлопая в ладоши.
Умеет ли он мыслить
логически?
Попросите его закончить
предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь,
поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех
картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю».
Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет,
мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям
определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического
мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша
требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например:
«день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз
– зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями,
допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у
него уже сформировалось.
Если у ребенка все эти навыки есть, он
легко справится с требованиями школьной программы.
Если
нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми.
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Совет
1. Помните,
что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте
учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет
2. Обязательно
познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет
3. Выясните, по какой
программе будет учиться Ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков
в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
Совет
4. Узнайте,
когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в
школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли
вставать слишком рано?
Совет
5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей Вашего ребенка.
Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).
Совет
6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это
необходимо, если Вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная
школа, кружки, секции).
Совет
7. Подготовьте место
для занятий ребенка дома. Проследите, чтобы мебель соответствовала росту
ребенка. Это место должно быть хорошо освещено (желательно естественным
светом), должно быть удобным и не содержать ничего лишнего.
Совет
8. Не настраивайте ребенка
только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не
простой процесс и происходит совсем не быстро. первые месяцы могут быть очень
сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых
будет рядом с ребенком.
Совет
10. Не относитесь к
первым неудачам ребенка как к краху всех Ваших надежд. Помните: ему очень нужна
ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Звуковой
анализ - это один из самых трудных и сложных видов речевой
деятельности.
Специфика звукового анализа:
- определение порядка звуков в слове.
- выделение отдельных звуков.
- характеристика звуков (гласный -
согласный, согласный твёрдый - мягкий).
В старшей группе мы с ребятами знакомимся с характеристикой
звуков и учимся выполнять звуковой анализ слога и слова, используя цветовые
обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослому необходимо
самому ориентироваться в том, что такое звуки, какие звуки гласные, какие
согласные.
Гласные
звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя
выходит свободно, не встречает преграду: язык, губы, зубы. Гласные звуки
«поются» и «тянутся»: А, О, У, И, Ы, Э.
Обозначаются красным цветом.
Согласные звуки -
это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду: либо
губы, либо язык, либо зубы. Они, как правило, «не тянутся», и
«не поются».
Согласные звуки могут быть твердыми: П, Т, К,М, Н, Б, Г, Х (их мы
обозначаем синим цветом) и мягкими: Пь, Ть, Кь, Мь, Нь, Бь, Гь, Хь (они
обозначаются зеленым цветом).
Звуковой анализ слога ТА:
Т А
1. Первый звук Т.
Он согласный твердый, обозначаем его синим цветом.
2. Второй звук А.
Он гласный, обозначается красным цветом.
3. В слоге ТА 2
звука.
4. Читаем ТА.
Звуковой
анализ слога БИ
Б И
1. Первый
звук Бь. Он согласный мягкий, обозначаем зеленым цветом.
2. Второй
звук И. Он гласный.
3. В
слоге БИ 2 звука.
4. Читаем БИ.
Звуковой анализ слова КОТ
К О Т
1. Первый
звук К. Он согласный твердый, обозначаем синим.
2. Второй
звук О. Он гласный, обозначаем красным цветом.
3. Третий
звук Т. Он согласный твердый, обозначаем синим.
4. В
слове КОТ три звука. Два согласных и один гласный.
5. Читаем
КОТ.
«О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым,
делать добрые дела…
А что же такое добро?
Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта
делает нас отзывчивыми к чужому горю, учит нас дарить любовь и заботу людям,
природе.
Издавна люди стремились к
добру и ненавидели зло, что отражалось в пословицах: «Доброе слово лучше
богатства», «Доброе слово лечит, злое – калечит».
Быть добрым легко и в то же
время, совсем не просто. Не всегда, к сожалению, мы относимся друг к другу с
пониманием, допускаем грубость по отношению к другим людям, не всегда
предлагаем помощь другим, попавшим в беду, слабым, больным.
Вот несколько
советов, которые помогут родителям воспитать в своих детях вежливость,
доброту, внимательность к окружающим.
Разучивайте с детьми стихи о
доброте;
Вместе с детьми придумывайте
сказки, рассказы о доброте, добрых делах;
Не забывайте, что вы сами
являетесь для ребенка примером поведения;
Берите положительные примеры
из художественной литературы при воспитании детей:
«Я здороваюсь везде, дома и
на улице.
Даже здравствуй, говорю, я
соседской курице».
Я
здороваюсь везде
Дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю
На соседней улице.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Мне здороваться не лень.
Чаще бывайте с детьми на
природе: в лесу, на лугу, на озере…
Хорошо, если в доме есть
животное. Посадите какое-нибудь растение – чтобы ваш малыш учился заботиться о
цветке или домашнем питомце. Используйте при этом художественное слово:
«Птичка, птичка, вот тебе
водичка.
Вот тебе и крошки на моей
ладошке».
Учите детей правильному
общению с братьями нашими меньшими.
«Мы не заметили жука, и рамы
зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
жужжит в окне, расправив крылья
И я зову на помощь маму:
«Там жук живой! Раскроем раму!».
Необходимо, чтобы ребенок
понял, что измятая травка, растоптанный жук, сорванный цветок – живые, от
жестокого и грубого отношения им тоже может быть больно.
«Зябнет бедная осинка,
дрожит на ветру.
Дайте осинке пальто и
ботинки,
Надо согреться бедной
осинке».
Родители, учите детей не
причинять зла живому, а помогать.
«Я нашла в саду котенка, он
мяукал и дрожал,
Может быть, его забыли или
сам он убежал?
Я взяла его домой, накормила
досыта,
Скоро стал котенок загляденье
просто».
Учите детей не словами, а
делом оказывать помощь природе (подкармливать птиц зимой, залечить рану на
стволе «бедной» берёзы).
«Какой-то мальчишка поранил
берёзу,
Ножом перочинным прорезал
полоску,
Берёзка, не плачь, я в
аптеку схожу
И бантиком ранку твою
завяжу».
Учите детей состраданию,
сопереживанию, оказывать помощи тем, кто нуждается в ней.
Любите своего ребенка,
ласково относитесь к нему. Воспитанный в любви и ласке ребенок вырастет добрым!
Летом играем и речь развиваем!
Вот и наступило долгожданное лето! Уже
тепло. Можно подолгу гулять. Игры с песком, мячом, кукольными колясками,
катание на велосипедах, на качелях – все это благодатный повод для разговоров с
малышами, для расширения словаря, для формирования детских высказываний. Часто
на прогулку дети берут машинки, самолетики. Можно этим воспользоваться и
поиграть в игру «Кем я буду? Воспользовавшись моментом, знакомим их с тем, как
двигается этот транспорт – едет, летает, плывет, с понятием высоко - низко,
далеко – близко, быстро – медленно. А также познакомить с профессиями на
транспорте. Спросить, например, у Толика – у тебя в руках самолет, а кто
управляет самолетом? (пилот, значит ты сегодня – пилот. А как летает самолет,
гудит? (ребенок изображает) Где летает самолет? таким образом можно
обговорить и другие виды транспорта. Лучше всего игру нужно сопровождать
действиями. Пусть машинист даст сигнал - гудок «у- у – у» и отправляется
в путь. Покажите, как надо притоптывать ножками и ритмически проговаривать «та
– та – та, ударение на первом слоге, а потом прокатитесь на машине, слегка
покачиваясь, изобразите движение парохода. Подчеркивайте, что машина едет
быстро, уехала далеко, далеко, а волны качают кораблик вверх- вниз.
А в дождливую погоду можно прочитать
детям стихотворение и заодно, закрепить знания.
Все малыши очень любят играть.
Очень хотят они кем – нибудь стать.
У Саши новенький есть самолет.
Он летчик отправиться скоро в полет.
Антон – машинист, его паровоз
По рельсам бежит, пассажиров повез.
У Толика катер. Он смелый моряк.
Плывет по волнам – развивается флаг.
У Вани зеленый большой грузовик.
Стоять в гараже грузовик не привык.
Шофер по дороге едет вперед.
Все, что вам нужно, он привезет.
Скорее игрушки свои доставай
И весело вместе с нами играй!
Играя в песочнице, познакомьте малышей
со следующими словами, чтобы их смысл для него стал понятен: сухой – мокрый,
(песок, сухой сыпется, из мокрого лепим угощение (пирожное, пирожки,
куличики). Провести с детьми беседу, какие у нас формочки? Какие получились
прянички? У нас какой совочек, формочка? Для кого будем печь пирожки? Как нужно
накладывать песок; плотно, прихлопывать, постукивать. В ведерки нужно положить
много песка, а в формочки – мало. Напеките много разного и приглашайте угощаться
всех желающих (папу, маму, бабушку, старших, героев из мультиков).
Постоянно ведите диалог.
Что вы хотите попробовать? Вот вкусное
пирожное с желтым цветочком, вот пряник- рыбка, съешьте его. Дадим мишке кусок,
собаке, кукле. Угощайтесь, пожалуйста, кушайте на здоровье!
Можно зачитать детям стихотворение «Очень-
очень вкусный пирог» Д.Хармс
Я захотел устроить бал.
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут.
Но что-то гости не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек откусил.
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошки не нашли.
Лето для многих – это походы в лес за
грибами и ягодами. Рассмотрите с детьми съедобные и несъедобные ягоды, грибы.
Чем отличаются, как и где растут? Поиграйте в игру «Съедобное, не съедобное».
А как радует малышей грибной дождь! Еще
его называют «Слепой дождь» Попробуйте вместе с детьми найти объяснение
этому названию.
Что такое дождь грибной?
Расскажите, он какой?
Это дождь стучит в оконце,
Ну а в небе светит солнце!
Принимают душ цветы
И деревья и кусты.
А потом в лесу, где елки
Растопырили иголки,
Где березки и дубы,
Появляются грибы!
Как хорошо летом разглядывать пушистые
облака. Можно поиграть в игру, «Какие видишь облака?» А они часто бывают
причудливой формы и напоминают нам то рыбку, то слона с хоботом, то зубастого
крокодила, то чудовище. Развивайте у малышей воображение, умение придумывать и
любоваться красотой природы!
Игры с движениями не только веселят
малышей, но и учат их согласовывать движения со словами, развивают слуховое
внимание.
Игра «Гуси»
Гуси белые, гуси серые,
Вы плывите ко мне
По чистой воде (дети вытягивают шею,
покачиваются на широко расставленных ногах)
Гуси шеи вытянули,
Лапы красные растопырили, носы
раскрывают. (дети отвечают и машут руками)
«Га – га – га! Не хотим мы к вам плыть,
Нам и здесь хорошо.
Будем по бережку гулять,
Будем травку щипать!»
Важно проводить разнообразные наблюдения
за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными,
людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать,
оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые детям слова следует объяснить,
повторить несколько раз, научить их понятно выговаривать.
Для развития слухового внимания полезно
вслушиваться в звуки окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града,
шагов, шелест листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей.
В деятельности речевой материал
усваивается значительно быстрее и естественнее. Летом перед вами открывается
простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения»,
«Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки,
полученные летом необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на
всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение
глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.
Даже если названия цветов, кустарников,
овощей сложные для детей, всё равно, чаще называйте их вслух. На первых порах
они пополнят пассивный словарь, постепенно эти слова перейдут и в активное
употребление и существенно обогатят словарный запас.
Обязательно играйте! Практически на
любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые
игры как:
- «Четвёртый лишний»;
- «Чего не стало?»;
- «Что поменялось местами?»;
- «Что изменилось?»;
«Подбери пару»;
- «Кому что подходит?»;
- «Назови ласково»;
- «Преврати в огромное»;
- «Подбери пять признаков»;
- «Угадай, о чём я говорю» и т.д.
Играем в речевые игры,
совершенствуя грамматический строй речи:
- «Скажи наоборот» (большой –
маленький);
- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
- «Действие» (что делает?);
- «Признаки» (какой, какая, какое,
какие?) – рассматривание картин или окружающего;
- «Птицы и животные» (дикие и домашние).
И их детеныши (мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок);
- «Один – много» (цветок – цветы, дождь
– дожди);
- «Назови ласково» (птица – птичка, дерево
– деревце);
- «Кто где спрятался» (употребление
предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под;
- «Словообразование» (напр.: стол из
стекла – какой? – стеклянный).
Играем, развивая фонематические
процессы:
- «Повтори за мной» (слоговые дорожки –
па – ба – па, та-да-та и т.д.);
- «Где спрятался звук» (какой захотите)
- в начале? В середине? В конце?
- «Назови первый (последний) звук в
слове»;
- «Ищем звук [Л]» в слове ЛОПАТА,
КОЛПАК, КОЛ;
- «Какой первый звук? Гласный или
согласный?»;
- «Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или
МЯГКИЙ?» (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?);
-«Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или
ГЛУХОЙ?».
Летние каникулы самое подходящее время
для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое
главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и
то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за
учебный год.
«Пальчиковая гимнастика.
Развиваем речь»
Как
вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние
5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми
всё меньше и меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши
дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы
и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это
любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и
пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы,
управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно, прогресс.
Известно,
что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная
связь. Чем выше двигательная активность маленького ребёнка, тем лучше развита его
речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация
движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного
произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит
соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что
у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная
память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем
или каким-то образом действуем.
Пальчиковые
игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи
считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой
моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует
развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные
тексты, его речь делается более точной и выразительной. Более того, когда мама для
такой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда
она трогает ладошку, берёт его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или
раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционально интеллектуального
развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребёнка, вызывает у него
улыбку и смех.
Рекомендации
к проведению
пальчиковых игр
1. Убедитесь в том, что ребенок знает основных
персонажей стихов, песенок и потешек. Сначала покажите ему игрушки или цветные картинки,
чтобы он мог вспомнить (или узнать впервые), как выглядит то или иное животное,
о котором рассказывается в потешке.
2.
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая
необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить
малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный
настрой.
3.
Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими поглаживаниями до приятного
ощущения тепла.
4.
При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте
медленнее, чем обычно, чтобы ваш ребенок успел показать движение; по мере освоения
движения меняйте темп (можно даже показать в нарочно ускоренном - и поэтому «смешном»
для малышей темпе).
5.
Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую
детям мелодию или просто под музыку.
6.
Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость
игрой.
7.При
выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
8.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с
одного движения на другое.
9.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного
напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
10.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При
необходимости ребёнку оказывается помощь.
11.
При повторных проведениях игры ребенок нередко начинает произносить текст частично
(особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети
произносят его целиком, соотнося слова с движением.
12.
Выполняйте пальчиковую игру от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а
потом двумя руками вместе.
13. Не торопитесь обновлять репертуар: в
вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите
постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к
ней).
14.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения
и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может
«отбить» интерес к игре.
15.
Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном
эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте
их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
16.
Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание
на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.
17.
Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то
проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
18.
Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.
19.
Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что у него
всё получается и им довольны близкие взрослые.
Хвалите
ребенка даже за самые маленькие успехи!
Вашему
вниманию я могу предложить пособие, в котором даны тексты народных потешек, песенок
и схематические картинки, показывающие положение или движение кисти руки. Обратите
внимание! Каждый стихотворный текст сопровождается схематическими картинками, наглядно
поясняющими, как можно изобразить какое-то существо или его действия с помощью пальчиков
(жестов, движений головы, рук, ног или туловища).
МАЛЯР
Краску мы на кисть
набрали
И заборы обновляли!
Выполнять кистями рук плавные движения вверх-вниз, вправо-влево.
ОЧКИ
Бабушка очки надела Соединить кончики большого и указательного
пальцев на обеих руках («очки»).
И внучонка
разглядела. Приблизить «очки» к глазам.
КАК ЖИВЁШЬ?
Как живёшь? Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
- Вот так! Показать оттопыренные большие пальцы.
А плывёшь?
- Вот так! Разжать пальцы, вытянуть руки вперёд, затем
развести их в стороны.
Как бежишь?
-Вот так! Согнуть руки в локтях, выполнять ими
движения вперёд-назад.
Вдаль глядишь?
- Вот так! Приложить ребро ладони ко лбу.
Ждёшь обед?
- Вот так! Подпереть кулачком подбородок.
Машешь вслед?
- Вот так! Выполнять кистью ведущей руки движения
влево-вправо.
Утром спишь?
- Вот так! Лечь щёчкой на сложенные вместе ладошки.
А шалишь?
-
Вот так! Надуть щёчки и хлопнуть по ним
ладошками.
Как
весело встретить Новый год с детьми!
Комментариев нет:
Отправить комментарий