Учите с нами!



Мамы, папы, бабушки и дедушки!
 Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас малыша, сформировать грамматический строй речи, помогут развить связную речь, внимание, вербальную память, мелкую моторику.
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. 
Задания рассчитаны на неделю занятий при 
ежедневном выполнении.


ТЕМА: «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД, МОЯ СТРАНА, МОЯ ПЛАНЕТА»
 Родителям рекомендуется:
Спросить у ребенка: Как называется город, в котором ты живешь? Почему он так называется? Как выглядит герб нашего города? Что он символизирует?
Провести прогулку по городу. Показать основные достопримечательности города – парк Победы, памятники, площадь Ленина. Показать предприятия города, рассказать об их продукции.
Во время прогулки по городу родителям обратить внимание на общественные здания (библиотека, почта, школа, кинотеатр и т. д.), рассказать об их назначении, и о профессиях людей, работающих в этих учреждениях. 
Упражнения на развитие речи:
   Упражнение «Подбери признак»: город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - ....
   Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад» - по каким улица идет ребенок, мимо каких зданий и т.п.
   Упражнение «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом - много домов, одна улица... (поселок, город...).
   Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище.
   Упражнение «У нас в городе нет…» (образование родительного падежа существительных)
У нас в городе нет театра, цирка, фонтана, …

ЛЕТО. ЦВЕТЫ.

Родителям рекомендуется:
Поговорить с ребенком о том, какое время года наступит после весны, что происходит в природе с наступление лета (с растениями, с животными, изменения в неживой природе).
Вспомнить названия всех летних месяцев.
Рассмотреть цветочные растения и их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинках, иллюстрациях и в природе). Обратить внимание на цвет и запах (аромат) цветов.
Объясните детям, что такое луг и сад, их различие и сходство.
Рассказать, что есть цветы, которые растут в саду (садовые): нарцисс, гвоздика, пион, астра, роза, тюльпан, … . Есть цветы, которые растут на полянках (полевые): мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, колокольчик, ландыш, незабудка, …  Объяснить, что полевые цветы вырастают сами, их не растит человек.
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Подбери признак»
Лето (какое?) -  жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.
Цветок (какой?) - красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивый, теплолюбивый.
Солнце (какое?) - ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.
Упражнение «Подбери действие»
Люди летом (что делают?) – отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.
Цветы (что делают?) - растут, цветут, пахнут, расцветают, распускаются, вянут.
Люди с цветами (что делают?) – выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, срезают, любуются, рвут, срезают, нюхают, рисуют.
Упражнение «Один - много»
Цветок - много цветов, ландыш- много … , мак- много… , колокольчик - много … , ромашка - много … , одуванчик - много … , незабудка - много … , василёк - много … .
Игра «Скажи - какой?» на образование прилагательных
Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый, в поле — полевой, на лугу – луговой, в лесу — лесной, растёт весной – весенний, растёт в комнате — комнатный, растёт летом — летний, лечит болезни — лечебный, растёт много лет — многолетний, одно лето — однолетний, растёт для декора — декоративный, приносит пользу – полезный.
Игра «Скажи - какой» на образование причастий
Цветок растёт, он (какой?) — растущий, цветёт — цветущий, вянет – вянущий, пахнет – пахнущий, радует — радующий.
Упражнение «Подбери слово»
Весной тепло, а летом еще … (теплее).
Весной солнце светит ярко, а летом еще… .
Весной птицы поют звонко, а летом еще… .
Утром светло, а днем еще… .
Вечером темно, а ночью еще… .
НАСЕКОМЫЕ
Уважаемые родители!
Вместе с детьми вспомните, и назовите  насекомых (пчела, шмель, муравей, стрекоза, муха, комар, бабочка, жук). Назовите  части тела насекомых (голова, усики, грудь, брюшко, лапки, крылышки).
Во время прогулки в парке понаблюдайте  за насекомыми (внешний вид, особенности поведения).
- Сколько лапок у насекомых?   Паук – это насекомое?
- Какую пользу приносят насекомые?
- Зачем нужны вредные насекомые (муха, комар)?
- Где живут насекомые, у кого из них есть домики? (пчелы – в улье, муравьи – в муравейнике, жуки – на деревьях, стрекозы – у водоемов)
Упражнения на развитие речи:
Закончить предложение (следить за правильным произношением падежных окончаний)
Муравей сидел около …                                    
Муха села на …
Божья коровка ползла по …                             
Бабочка опустилась на …
Жук спрятался под …                                      
 Гусеница ползет по …
Игра «Один – много – улетели». Изменить слова по образцу:
Оса – осы – нет ос.
Пчела – пчёлы – нет … .
Муха - … .
Муравей - … .
Шмель - … .
Жук - … .
Комар - … .
 Кузнечик - … .
Стрекоза - … .
Бабочка - … .
Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Комар - комарик.
Муха - мушка.
Муравей - муравьишка


День Победы.

Уважаемые родители!
Сходите с ребенком в Парк Победы, возложите цветы к памятнику воинской славы.
Посетите городские праздничные мероприятия – митинг в Парке Победы, выставку военной техники и др.
Посмотрите с ребенком художественные и  телевизионные фильмы о Великой Отечественной войне, героях-защитниках Отечества.
Рассмотрите семейный фотоальбом, найдите фотографии родственников – участников ВОВ, поговорите о том, где они воевали
         Посмотрите по телевидению трансляцию Парада на Красной площади.
«Подводный мир».
1. Расскажите ребенку о жителях подводного мира (моря, реки, океан, озера) .

2. Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения этих животных. 
3. Ответьте на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? 
4. Рассмотрите с ребенком иллюстрации подводных жителей. 
5. Заучите стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка? »
Ночью темень. Ночью тишь. 
Рыбка, рыбка, где ты спишь? 
Лисий след ведёт к норе, 
След собачий - к конуре. 
Белкин след ведёт к дуплу, 
Мышкин - к дырочке в полу. 
Жаль, что в речке, на воде, 
Нет следов твоих нигде. 
Только темень, только тишь. 
Рыбка, рыбка, где ты спишь? . 
6. Поиграйте с детьми в игры: «Сосчитай рыбок» (одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок, «Чей силуэт», «Какой морской житель лишний», «Где кто обитает? », «Угадай по описанию», «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище? » (у щуки голова — щучья, хвост —. , плавник —. , туловище —. ) 
7. Загадайте и объясните загадки по теме:
Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор. 
В нем волна встает стеной, 
Белый гребень над волной. 
А порой тут тишь да гладь. 
Все смогли его узнать? (Море) 
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова. 
Чтобы всем страшнее было, 
Выпускает он чернила. (Осьминог) 
Объясняю малышу, 
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу, 
Но похож на крупных рыбок. 
В ватерполо я ловкач
И с детьми играю в мяч. (Дельфин) 
Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба. 
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула) 


Встречаем птиц
Родителям рекомендуется:
Вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.
Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.
По возможности во время прогулки понаблюдать за жизнью птиц весной. Учить узнавать, различать и называть перелетных птиц.
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.)
Упражнение «Улетает - не улетает».
Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица или зимующая (воробей, голубь, ласточка, сорока, скворец, грач, ворона)
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, воробей, соловей, голубь. 
Скворец, грач, голубь, ласточка.
Упражнение «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
 соловей - соловушка,
журавль - журавушка,
лебедь - лебедушка ... .
Упражнение «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).
У грача - грачата,
у скворца - ....
у грача - грачонок,
у журавля - ... .
Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.
Упражнение «Закончи предложение». 
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках ... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ....
Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».
Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?
Прослушать рассказ:
Строители гнёзд.
Прошла зима. Птичьи гнёзда исчезли, их раз­рушили вьюги и метели. Вернулись к нам птицы весной, а гнёзд нет. Надо строить новые. Птицы строят себе жилища клювом. Грачи в клюве веточки носят. Ласточка клювиком глину для гнёздышка носит с речки. Даже загадка такая есть, про птиц и их гнёзда: «Без рук, без топорёнка построена избёнка».
Ответь на вопросы:
• Кто живёт в гнёздах?
• Что сделали зимой вьюги и метели?
• Когда возвращаются к нам птицы?
• Чем они будут строить себе гнёзда?
• Как строит себе гнездо грач? Ласточка?
        • Какая загадка есть про птиц и их гнезда?

КОСМОС
Родителям рекомендуется:
Объяснить ребенку, почему празднуют 
День космонавти­ки, что это за праздник.
Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники
Рассказать ребенку о первом космонавте — 
Ю. Гагарине.
Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
Упражнения на развитие речи:
Подобрать родственные слова
Космос - космический, космонавт, космодром, космонавтика
Составить предложение из слов. Ракета, космос, лететь, в.
Упражнение «Подбери признак»
Космонавт (какой?) — сильный, смелый, отважный, мужественный, крепкий, здоровый, любознательный, дисциплинированный, ответственный,  решительный,...
Игра «Измени по образцу»
Солнце – солнечный,
космос – …(космический),
спутник – … (спутниковый),
луна – … (лунный),
звезда - … (звёздный). 
Упражнение «Скажи наоборот»
Взлететь – … (приземлиться),
ярко – … (тускло),
темно - … (светло),
прилететь - … (улететь),
далеко - … (близко),
высоко - … (низко),
медленно - … (быстро).

ЦИРК. ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Упражнения на развитие речи по теме «Домашние и дикие животные»:
Упражнение «Один - много» (образование множественного числа существительных)
Кошка - кошки
собака - собаки
 котенок - котята
жеребенок - жеребята
Упражнение «У кого - кто?»
У кошки - котенок (котята),
у собаки - щенок (щенята),
у овцы - ...,
у козы - ... ;
котенок - у кошки,
щенок - у ...,
теленок - у ...,
жеребенок - ...,
козленок - ... .
Упражнение «Кто чем питается
Кошка - молоком,
корова - травой,
коза - ...,
собака - ...,
лошадь - ... .
Упражнение «Кто как ест?»
Корова - жует,
собака - грызет,
 кошка - лакает, и т.д.
Упражнение «Подбери признак»
Кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая;
щенок (какой?) - ...,
козленок (какой?) - ...,
жеребята (какие?) - ...,
телята (какие?) - ... .
Упражнение «Назови ласково»
Кошка - кошечка,
собака - собачка,
свинья - свинка, и т.д. 
Упражнение «Назови семью».
Он - кот, она - кошка, детеныш(и) - котенок (котята).
Он - конь, она - лошадь, детеныш(и) - жеребенок, (жеребята).
Он – баран, она – овца, детеныш(и) – ягненок (ягнята)
И т.д.
Упражнение «Кто где живет»
Корова живет в коровнике,
свинья - в свинарнике,
лошадь - ... ,
собака - ... .  
Упражнение «Отгадай, кто это?»
Сторожит, грызет, лает? - ... .
Хрюкает, роет? - ... .
Ржет, бегает, скачет? - ... .
Мяукает, лакает, царапается? - ... .
Мычит, жует, ходит? - ....
Упражнение «Подбери действие»
Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, облизывается ... ; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает
Также и про диких животных.
Рекомендуем родителям по возможности сходить в цирк.

ВЕСНА ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ
Родителям рекомендуется:
Поговорить с ребенком о том, какое время года наступило. Во время прогулки обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной. Назвать весенние месяцы; понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее, день стал длиннее; вспомнить, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками, в одежде людей.
Выучить словарь:
весна - приходит, наступает,
солнце - весеннее, греет, светит, пригревает,
небо - голубое, высокое, чистое, деревья - просыпаются, оживают,
снег - тает, чернеет,
ручьи - журчат, бегут, текут, льются, шумные, звонкие,
сосулька - длинная, холодная, острая,
проталина,
капель - звонкая, радостная, веселая, капает, звенит,
подснежник - расцветает, распускается.

ПРОФЕССИИ
Родителям рекомендуется:
Побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет.
Спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны.
Рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям.
Если есть возможность, отвести ребенка на место своей работы.
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Кто что делает?» (подбор действий к существительным):
повар - варит,          
учитель - …,
врач - ...,
продавец - ...,
водитель - … и т.д.
Упражнение «Закончи предложение»(употребление винительного   падежа имен существительных):
повар варит (что?) - ...;
врач лечит (кого?) - ....
Упражнение «Кому что нужно для работы». Вариант 1.
Повару нужны (что?) - кастрюля, поварешка ....
Учителю нужны (что?) - .... 
Упражнение «Кому что нужно для работы». Вариант 2. (употребление дательного падежа имен существительных):
поварешка нужна повару,
письмо нужно ...,
метла нужна ...,
указка нужна ...,
топор нужен ... . 
Упражнение «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных):
маляр - кистью,
землекоп - ...,
дворник - ... .   
Упражнение «Назови действия»:
 лопатой - копают,
иголкой - ...,
пилой - ...,
топором - …,
граблями - ...,
ножницами - ....


ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
Родителям рекомендуется:
Рассмотрите с ребёнком домашних птиц и их семейки (курица - петух - цыплята, утка - селезень - утята, гусыня - гусь - гусята, индюшка - индюк - индюшата)
Объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними
Уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек.
Рассказать о профессии птичницы.
Упражнение «Кто как голос подает»
Утка (кря-кря) - крякает; 
гусь (га-га) - гогочет, 
петух (ку-ка-ре-ку - кукарекает,
курица (ко-ко) - кудахчет.
Упражнение «Один – много
Цыпленок - цыплята, 
курица - курицы,
индюк – индюки, 
гусь – гуси, 
утка - утки.
Упражнение «Назови ласково»
Петух- петушок,
утка – уточка,
курица - …, и т. д.
Упражнение «У кого кто»
У утки – утенок (утята),
у курицы - …,
у гусыни - ..., 
у индюшки - ....
Упражнение «Исправь ошибку»
У утки - гусята; 
у индюшки - цыплята; 
у курицы - утята; 
у гусыни - индюшата.
Упражнение «Чей клюв, чьи лапы?»
Клюв утки - утиный клюв,
лапы гуся - гусиные лапы, и т. д.
Составить описательный рассказ о домашней птице по плану:
·     Кто это?
·     Каков внешний вид?
·     Какие повадки?
·     Кто у этой птицы детеныши?
·     Чем питается?
·     Какую пользу приносит человеку?

ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ 8 МАРТА       

Родителям рекомендуется:
Побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день (В Международный женский день принято поздравлять всех женщин – маму, бабушку, сестренку, подружек, тетю, воспитателей, соседку и т.д.)
Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.
Прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?»  (постараться запомнить названия женских профессий). 
Упражнения на развитие речи: 
Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...
Бабушка - ...
Сестра - ...
Тетя - ... 
Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (составить рассказ из личного опыта ребенка). 
Упражнение «Подбери признак»: мама (какая?) - ... (сестренка, бабушка, подружка).
Упражнение «Назови женскую профессию: повар - повариха, портной - ..., учитель - ..., воспитатель - ..., художник - ..., певец - ..., скрипач - ..., пианист - ..., продавец - ....

«Инструменты»

Родителям рекомендуется:
         Покажите ребенку инструменты, имеющиеся у Вас дома, внимательно рассмотрите их вместе с ребенком.
     Расскажите, к какой группе инструментов относится каждый из них (рабочие, музыкальные, сельскохозяйственные).
       Познакомьте ребенка с их использованием.
     Рассмотрите, какого цвета, из каких частей и материалов сделан тот или иной инструмент.
      Сравните инструменты между собой.
  Разные инструменты нужны людям разных профессий, Обязательно расскажите, что и кому нужно. Например: Скрипка нужна музыканту. На скрипке он исполняет музыкальные произведения.
        Поиграйте в загадки, например: ребенок описывает инструмент, не называя его,  взрослый отгадывает и наоборот. Например: Этот инструмент рабочий, как и ножницы, сделана она из металла и дерева, есть две ручки и огромные острые «зубы», нужна плотнику.)
         Выучите.      
Летят опилки белые,

Летят из-под пилы,
Это плотник делает рамы и полы,
Топором, рубанком,
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.    
                           С.Баруздин

Наши защитники.

Родителям рекомендуется:
Рассказать ребенку о празднике День защитника Отечества.
Ответить на вопросы: Кто такие защитники Отечества? Кого поздравляют в этот день?
Рассказать о членах семьи, служивших в армии, рассмотреть фотографии.
Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (используя книги, журналы, телепередачи, интернет)
Упражнения на развитие речи:
Назови военные профессии:
разведка – разведчик                                          граница - …
парашют - …                                                          пехота - …
танк - …                                                                   десант - …
море - …                                                                  ракета - …
Упражнение "Подбери признак".
Защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, отважный..

 Моя семья.
Родителям рекомендуется:
Повторить фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.
Закрепить знание родственных связей:
  - кто ты для папы и мамы?
  - для сестры или брата?
  - для бабушки и дедушки?
  - для дяди и тети?           
  и т.п. 
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):
Мама (какая?) - ...,
бабушка (какая?) - ...,
дедушка (какой?) - ...,
 папа (какой?) - ... .
Упражнение «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных)
Шарф (чей?) - мамин, папин, ... .
Шапка (чья?) - тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) - бабушкино, дедушкино ... .
Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины ... .
Упражнение «Кто старше, кто младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа - сын (папа старше, а сын младше),
папа - дедушка,
дядя - племянник,
внук - дедушка. 
Упражнение «У кого?» (употребление родительного падежа имен существительных).
У кого глаза добрые? (У бабушки).
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? И т. п.
    
 «Азбука безопасности»
1. Побеседовать об опасных ситуациях в семье и в детском саду. 

2. Посмотреть м\ф «Смешарики - азбука безопасности», обсудите сюжеты. 

3. Прочитать А. С. Клименко «Происшествие с игрушками», Н. Носов «Автомобиль», «Незнайка на луне», М. Ильин «Машины на нашей улице», А Дугилов «Моя улица», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», «Два радиста».

4. Почитайте с ребенком произведение С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер», стимулируя ребенка к проговариванию строк стихотворения, выучите отрывок. 

5. Прогуляться в парке, лесу с целью наблюдения за неживой природой. 

6. Вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта, познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный. 

7. Побеседовать с ребенком о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофёра. 

8. Уточнить правила дорожного движения, перевозки пассажиров в машине, правила поведения в общественном транспорте; 

9. Во время прогулки сходите с ребенком к перекрестку дорог: понаблюдайте за светофором, машинами и людьми, переходящими дорогу, обсудите правила поведения на улице, при переходе через проезжую часть. 

10. Побуждайте ребенка самостоятельно умываться, правильно пользоваться столовыми приборами. 

11. Учите детей осторожно обращаться с животными, не дразнить их, избегать опасных действий. 

12. Расскажите ребенку об опасных местах и предметах в доме. 

13. Поговорите с ребенком о правилах поведения во время купания, объясните, что произойдет, если их не соблюдать. 

14. На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания о правилах безопасности, полученные ранее. 



ТРАНСПОРТ
Рекомендации для родителей
Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите малышу назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
   Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть малыш сам покажет части грузовика, которые Вы назовёте.
Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».
   Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам.
   Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.
   Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспортными средствами, называют по-разному. Расскажите ребёнку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому назвать, чем управляет машинист, капитан, летчик, водитель.
   Играем и запоминаем:
«Назови транспорт ласково».
грузовик – грузовичок
трамвай – трамвайчик
лодка – лодочка
корабль – …
самолет — …
Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие — нет
   «Незнайка-путешественник».
Незнайка решил рассказать о своём путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их.
Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д.
   Вместе с ребёнком придумайте и расскажите, на чем Ваша семья отправится в путешествие.
Например: Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете ит.д.
«Один –много».
это машина, а в городе много… машин.
Это самолёт, а в небе много… самолётов

ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА
Рекомендации для родителей
1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Спросите его, знает ли он, что пришла зима, что зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах, коньках  и санках.

     2. Упражнение "Кому что нужно?" на употребление существительного в винительном падеже.


Лыжнику нужны лыжи,…..
   хоккеисту - …
  фигуристу - …
   саночнику -…

     3.  Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление.
Лыжнику нужны коньки. Саночнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.
       

 4. Выучить стихотворение

 Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
Раз-два! Вот и поскользнулся...
Раз и два! Чуть не кувыркнулся...
                               (Саша Черный)
  

Теме: «Зимние забавы».
- Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры можно играть зимой, что  нужно для зимних игр.
-Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации с изображением снаряжения для зимних видов спорта, попросите ребёнка показать, на каких изображены фигурное катание, хоккейный матч, лыжные гонки и т.д.
-Посмотрите вместе с ребенком  по телевизору спортивные соревнования по зимним видам спорта или сходите на зимний стадион.
·         Отгадайте загадки:                                                      


Каждый вечер я иду,


Рисовать круги на льду.

Только не карандашами,

А блестящими…(Коньками)

Две полоски на снегу,


Оставляет на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (Лыжи)

Во дворе есть стадион,


Только очень скользкий он.

Чтобы там как ветер мчаться,

На коньках учись кататься. (Каток)

·         Дидактическая игра «Почему так назван?» (словообразование)
Лыжник (катается на лыжах), конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием) и др.
·         Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление существительных в дательном падеже)
Санки нужны …. саночнику.
Лыжи нужны …. лыжнику.
Клюшка нужна …. хоккеисту.
 Коньки нужны …. Конькобежцу.
Винтовка нужна …. биатлонисту. И т.д.
·         Дидактическая игра «Третий  лишний» (развивать логическое мышление, внимание, память)
Январь, февраль, зима.                                                                           
 Снежки, санки, коньки.                                                                      
 Метель, лыжи, мороз.


Снежок, снеговик, снегирь.

·         Выучите стихотворение                                        
 «Хитрые санки»
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки                                                                          
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки - с места и бегом...
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня.
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им
Подниматься вверх одним.


                                 И. Бурсов



ТЕМА:«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»

 1.     Рассказать ребёнку о том, какой праздник скоро наступит. Обратить внимание на отрывной календарь, на его последние страницы.
2.     Рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком украсить её.
3.     Рассказать о ёлочных игрушках: обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их,
сравнить игрушки по величине и цвету.
4.Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.
5.Совместно с ребёнком вспомнить, сколько месяцев в году, повторить их названия.
6.Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю ёлку». Рассказ составляет ребёнок.
7.Поиграть в дидактическую игру «Подбери признак к предмету»:
 елка (какая?)-…, 
праздник (какой?)-…,
 ёлочные игрушки (какие?)-…, 
Дед Мороз (какой?)-…, 
Снегурочка (какая?)-…, 
ребята (какие?)-…, 
подарки (какие?)-….
8.Выучить стихотворение «Ёлка»:
             Горит огнями ёлочка, под нею тени синие,
             Колючие иголочки, как будто в белом инее.
             Огни на ёлке яркие повсюду зажигаются.
             Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются.


                                                                             (Л.Некрасова)
9.Выложить фигурку из спичек по образцу.
       Ёлочка зелёная выросла в лесу.
     
Тема: «Зимующие птицы»
Родителям рекомендуется
1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку  их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.
2. Познакомьте  ребенка с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: покажите их  на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите  о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите, почему именно такой клюв нужен клесту. Расскажите, что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.
 3. Предложите ребенку выполнить упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественного числа.
Ворона — вороны, синица — синицы и т. д.
4. Поиграйте с ребенком в игру  «Посчитай птиц» (на согласование числительного с существительным). Предложите ему посчитать птиц от1до5.
5. Предложите ребенку узнать птицу по описанию. Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?
6. Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют …
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют …
У дятла длинный клюв, поэтому её называют …
7. «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная.
Воробей (какой?)…
Снегирь (какой?)…,
Клест (какой?)…
8. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

Тема : « Продукты питания».

Родителям рекомендуется:
1. Посетить магазин вместе с ребёнком и познакомить его с названиями различных продуктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».
2. Познакомить ребёнка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мясной, овощной, рыбный).
3. Игра « Кто больше слов назовёт?» Назвать продукты, которые продаются в молочном, мясном и т. д. отделах.
4. Упражнение « Из чего – какой?»                  

Назови блюда правильно.
Салат из овощей – овощной.
Каша из гречневой крупы - …
Запеканка из творога - …
Пюре из ягод - …
Сок из фруктов - …
Суп из молока - …
Суп из гороха - …
Котлета из печени - …
5. Упражнение « Скажи наоборот».
Колбаса длинная, а сосиска - …
Молоко жидкое, а сметана - …
Пирожок горячий, а мороженое - …
Творог мягкий, а сыр - …
6. Упражнение « Четвёртый лишний».
Послушай слова и назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
Тарелка, вилка, хлеб, нож.
Вафли, чашка, баранка, сухари.
Творог, сыр, йогурт, колбаса.

Предложите ребёнку выучить стихотворение.
                      ТО-ТО  ГОРЕ  НАШЕ!
Мы варили
Суп, суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша,
То-то горе наше.
Замесили тесто,
А оно – ни с места.
Замесили
На дрожжах –
Не удержишь
На вожжах.     

                                            ( Е. Благинина)

Здравствуй, Зимушка-зима
Родителям рекомендуется:
Побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой,  какой праздник приближается.
Вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке.
Закрепить названия зимних месяцев и их последовательность.
        Упражнения на развитие речи:     
Назови ласково.
Снег - снежок.
Лед - ...
Зима - ...
Мороз - ...
Метель - ...
        Подбери признаки:
Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная...
Снег (какой?) - ...
Снежинки (какие?) - ...
Лед (какой?) - ...
Погода (какая?) - ...
День (какой?) - ...
Мороз (какой?) - ...
 Подбери слова-действия.
Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают...
Лед на солнце (что делает?) ...
Мороз (что делает?) ...
Дети зимой (что делают?) ...
Метель (что делает?) ...
Вьюга (что делает?) ...
 Объясни значения слов:
Снегопад — это ...,
сугроб — это ...,
 гололёд — это ...,
 изморозь — это ... .
 Подбери родственные слова.
Снег - снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .
Мороз - морозный, морозить, замораживать ... .
Лед - ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .
 Из чего - какой?
Горка из снега (какая?) - снежная.
Дорожка изо льда (какая?) - ...
Погода с морозом (какая?) - ...
 Скажи наоборот.
Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой - ...
Летом день длинный, а зимой - ...
Летом солнце светит ярко, а зимой - ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...
Снег мягкий, а лед… - ...





Словарная тема: «Осень»


Для детей 4-5 лет

·         Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
·         Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
·         Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.


·         Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:
 Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
 Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
 И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
 Помочь запомнить информацию.
 1. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.
 Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.
 Солнце осенью (какое?) - ...
 Ветер осенью (какой?) - ...
 Дождь осенью (какой?) - ...
 Листья осенью (какие?) - ...
 Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ...
 Осенью солнце (что делает?) - ...
 Осенью птицы (что делаю?) - ...
 2. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
 Объясните значение слова "листопад". Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
 Объясните значение словосочетаний: "моросит дождь", "серые тучи", "исчезают цветы".
 3 Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
 Туча - тучка.
 Солнце - ...
 Дождь - ...
 Ветер - ...
 4. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
 Дождь идет, дожди ... (идут)
 Лист падает, листья ...
 Цветок вянет, цветы ...
 Птица улетает, птицы ...
 Ветер дует, ветры ...
 Дожди идут, дождь ... (идет)
 Листья падают, лист ...
 Цветы вянут, цветок ...
 Птицы улетают, птица ...
 Ветры дуют, ветер ...
5. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
 День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)
 День, когда дует ветер, какой? - ...
 Дождик, который идет осенью, какой? - ...
 Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...
 Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...
 Погода, которая бывает осенью, какая? - ...
 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
 1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5...
 1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5...
 1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5...
 7. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.
 Определи, чего не бывает осенью.
 - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
 - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
 - Набухают почки, распускаются листья.
 - Люди собирают урожай овощей и фруктов.
 - Дикие животные не делают запасы корма.
 8. Упражнение на развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).
Осень
 Осень. По утрам морозы.
 В рощах желтый листопад.
 Листья около березы
 Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)
 9. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
 Дождик с самого утра,
 Птицам в дальний путь пора,
 Громко ветер завывает,
 Это все когда бывает?
(Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

 Шумит он в поле и в лесу,
 А в дом не попадает.
 И никуда я не иду,
 Покуда он гуляет.
(Дождь)

 10. Развитие мелкой моторки. Нарисовать рисунок на тему "Осень".
11. Ознакомление с художественной литературой.
 Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".
 12. Ознакомление с музыкальными произведениями.
 Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
 - А. Вивальди Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".
 - П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".
 - В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады"
 13. Ознакомление с репродукциями картин.
 Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
 М. Н. Воробьев "Осенняя ночь в Петербурге".
 В. Поленов "Золотая осень".

Словарная тема: «Овощи»

Для детей 4-5 лет
*      Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом "овощи", помочь запомнить обобщающее понятие "овощи".
*      Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
*      По возможности показать и рассказать, где растут овощи.
*      Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).
 1. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.
 Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...
 Помидор (какой?) - ...
 Огурец (какой?) - ... И так далее.
 2. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
 1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.
 1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
 1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
 1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И так далее.
 3. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
 Помидор - помидорчик.
 Репа - репка. И так далее.
 4. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
 Один помидор - много помидоров.
 Одна морковь - много моркови. И так далее.
 5. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
 Огурец - огурцы.
 Помидор - помидоры.
 Репа - репы. И так далее.
 6. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.
 Растет - растут.
 Зреет - ...
 Зеленеет - ...
 Краснеет - ...
 Сажает - ...
 Копает - ...
 Окучивает - ...
 Рыхлит - ...
 Поливает - ...
 Убирает - ...
 Спеет - ...
 7. Развитие пространственной ориентации на плоскости и развитие мелкой моторики.
 Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве "один", "много". С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой - по нескольку овощей. Ответить на вопрос: "Что нарисовал (а)?"
 (Ответ: "Слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репу...")
 8. Упражнения для пальчиков "Засолка капусты" на развитие мелкой моторики.
 Мы капусту рубим,
 (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
 Мы морковку трем,
 (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)
 Мы капусту солим
 (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
 Мы капусту жмем.
 (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)
 9. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: "Из чего хозяйка варила суп?"
 Хозяйка однажды с базара пришла,
 Хозяйка с базара домой принесла:
 Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
 Накрытые крышкой, в душном горшке
 Кипели, кипели в крутом кипятке:
 Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
 И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)
 10. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что это?
(репка)

Сидит дед, во сто шуб одет.
 Кто его раздевает, тот слезы проливает.
 (лук)
 11. Развитие слуховой памяти.  Выучить стихотворение (любое).
 Капуста
 Росточком была, все воду пила.
 Побелела, растолстела,
 Словно сахар захрустела.
 Лето прожила, много листьев сберегла,
 Одевалась, одевалась,
 А раздеться не смогла.
(А. Прокофьев)

Огород
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас накормит круглый год.
(А. Прокофьев)





Комментариев нет:

Отправить комментарий